Главная  Клинцы  Фото города Клинцы  Клинцовский район  Населенные пункты  Культура  Поэты 
 Художники  Учебные и медицинские  Учреждения, предприятия  Краеведение  Старообрядчество 
 Русские старообрядцы на Дунае.  История города Клинцы и Клинцовского района.. 
 Генеалогия. Архивы.   Памятники. Мемориалы.   Достопримечательности 

 История Старообрядческой церкви. Краткий очерк.
 “Двенадцать статей” царевны Софьи
 Епифановщина
 Преображенско-Введенский старообрядческий храм
 Троицкая церковь
 Вознесенская церковь
 КЛИНЦОВСКИЕ ТИПОГРАФИИ
 Типография Почаев
 Николо - Пустынский монастырь, город Клинцы
 Клинцы, типография Железняковых и Рукавишникова.
 Клинцы, типография Карташевых.
 Старопечатная книга "Новый Завет и Псалтырь"
 Происхождение и социальный состав миграционных потоков русских староверов на территорию Стародубья в XVIII веке
 Шапошников, Аркадий (Андрей Родионович)
 Предисловие к книге "Старообрядчество"
 Аввакум Петров
 Иноки Алимпий, Геронтий и Павел.
 Амвросий, Митрополит Белокриницкий
 Анна Кашинская
 Белокриницкая иерархия.
 Богослужение.
 Боярыня Морозова.
 Брадобритие.
 Гонения.
 Духовные центры старообрядчества.
 Духовное образование.
 Иконописание.
 Кадило и кацея.
 Крестное знамение и благословение.
 Крест нательный.
 Купцы и предприниматели.
 Лестовка.
 Литература старообрядческая
 Меднолитые иконы и кресты.
 Начал.
 Начетчики.
 Одежда старообрядца.
 Павел Коломенский и Каширский.
 Пение старообрядческое.
 Подручник.
 Раскол Русской Церкви.
 Русская Православная Старообрядческая Церковь.
 Соборы Церкви.
 Соловецкий монастырь.
 Старообрядческие святые.
 Старообрядческое книгопечатание.
 Стоглавый Собор.
 "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Предисловие к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Предисловие самого автора к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава первая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава вторая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава вторая. Период третий. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава третья. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава четвертая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава пятая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава шестая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Приложение. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Список литературы. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев


19.10.2017 | В Новозыбкове. 2 марта 1917 год.
Известие о совершившемся падении старого строя получено было в г. Новозыбкове около 2 час. дня 2-г...
19.10.2017 | Чернигов. 1917 год.
Губернский Исполнительный комитет. Президиум, проверив мандаты участников, признал их правильными...
19.10.2017 | Новозыбков. 1917 год.
3-го апреля * в г. Новозыбкове состоялось организационное собрание местного отдела социал-демократи...
19.10.2017 | Чрезвычайный съезд духовенства и мирян Черниговской епархии. 1917 год.
Занятия общеепархиального съезда, происходившие в большом зале епархиального дома, открылись 30 апре...
19.10.2017 | Новозыбков. 1917 год.
Новозыбковский уездный продовольственный комитет разослал всем волостным и сельским комитетам следую...
19.10.2017 | деревня Кузнецы Суражского уезда. 1917 год. Борьба с дезертирством.
Нам сообщают из д. Кузнецов, Суражского уезда, что 20 (7) мая, в 12 час. ночи, жены призва...
19.10.2017 | Село Попова Гора Суражского уезда, 1917 год.
В нашем селе – Поповой Горе, Суражского уезда, еще в 1900 году открыта пожарная дружина. Тогда же я ...
19.10.2017 | Село Заборье Суражского уезда, 1917 год.
В другом соседнем селении – Макаричах – 24 (11) мая также был пожар. В огне погибло 5 дворов и...
19.10.2017 | село Кивай Новозыбковского уезда, 1917 год.
По существующему до сего времени порядку, приходские причты должны пользоваться «добр...
19.10.2017 | село Голубовка Суражского уезда, 1917 год.
Голубовский волостной комитет Суражского у[езда], в заседании своем 7 июня * постановил: 1) д...

Боярыня Морозова.

Боярыня Морозова, в иночестве Феодора (1632-1675) - св., мученица и исповедница.

В 1632 году в Москве, в семье царского дворецкого Прокопия Соковнина, родилась дочь Феодосия. Вместе с нею в отцовском тереме росли два старших брата и младшая сестра Евдокия.
Памятник-часовня боярыне Морозовой, княгине Урусовой и иже с ними в XVII веке за правоверие пострадавшим. Архитектор А.П. Долнаков.

Памятник-часовня боярыне Морозовой, княгине Урусовой и иже с ними в XVII веке за правоверие пострадавшим. Архитектор А.П. Долнаков.
Святая преподобномученица и исповедница Феодора. Фреска в Ильинском пределе храма во имя св. Николы Чудотворца (Москва). Иконописец Б. Кисельников.

Святая преподобномученица и исповедница Феодора. Фреска в Ильинском пределе храма во имя св. Николы Чудотворца (Москва). Иконописец Б. Кисельников.
В.И. Суриков. «Боярыня Морозова». 1887 г. Государственная Третьяковская галерея.

В.И. Суриков. «Боярыня Морозова». 1887 г. Государственная Третьяковская галерея.
В семнадцать лет благочестивую красавицу Феодосию выдали замуж за царского спальника и ближнего боярина Глеба Ивановича Морозова. Боярин, суровый вдовец, был гораздо старше своей юной супруги - ему было далеко за пятьдесят, он был славен и богат. Муж любил Феодосию, и она отвечала ему почтительною, благоговейною любовью. В 1650 году у них родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик.


Глеб Морозов умер в 1662 году, оставив единственным наследником своих несметных богатств малолетнего Ивана Глебовича, опекаемого матерью.
Неизвестно, когда Феодосия познакомилась с протопопом Аввакумом, ставшим ее духовным отцом. Весною 1664 года Аввакум, вернувшийся из сибирской ссылки в Москву, поселился в доме Морозовой, хотя царь Алексей Михайлович хотел поместить протопопа с семьею в Кремле, поближе к себе. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Здесь протопоп наставлял духовную дочь в древлем благочестии, читая вечерами ей душеполезные книги, она же в это время пряла нитки или шила рубахи. Эти нитки и рубахи, а также хлеб и деньги Феодосия тайно раздавала нищим. На сирых и убогих боярыня истратила треть своего огромного состояния. Дома же ходила в заплатанной одежде, а под нею сокровенно носила власяницу.



Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. В своем доме привечала прокаженных, юродивых и странников. Один из странников, инок Трифилий, рассказал Феодосии о благочестивой подвижнице, старице Мелании из тульского города Белева, ученице Аввакума. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиренною послушницею. Опытная и учительная инокиня, Мелания наставляла боярыню «сотворить всякое богоугодное дело».


В это время Феодосия решила принять иночество. Но тайный постриг состоялся лишь осенью 1670 года, когда в Москве побывал знаменитый старообрядческий проповедник, тихвинский игумен Досифей, который и совершил чин иноческого пострига. Боярыня Феодосия стала черницею Феодорою...



Между тем царь, овдовевший в 1669 году, решил жениться во второй раз - избранницею государя стала Наталья Нарышкина, будущая мать Петра I. 22 января 1671 года должен был состояться брачный пир, на который позвали и Морозову, первую придворную боярыню. Но боярыни Морозовой больше не было, была лишь смиренная инокиня Феодора. И она отказалась, сославшись на болезнь: «Ноги мои зело прискорбны и не могу ни ходить, ни стоять». Царь не поверил отговорке и воспринял отказ как тяжкое оскорбление.
Топая ногами, государь в гневе кричал: «Возгордилась!»


С той поры он люто возненавидел боярыню и искал случая покарать ее за «гордыню», а заодно и присоединить к казне огромное состояние Морозовых. От недоброжелателей боярыни царь узнал, что она привержена старой вере, и это послужило формальным поводом для опалы.
В начале Рождественского поста 1671 года стало ясно, что Морозову арестуют. Государь сам говорил об этом со своими приближенными, среди которых был кравчий, князь Петр Урусов, муж Евдокии, младшей сестры боярыни. Вечером 15 ноября за ужином Урусов рассказал о готовящемся аресте свояченицы и разрешил жене навестить сестру, повидаться в последний раз. Евдокия допоздна задержалась в доме Морозовой и осталась у нее ночевать.


Глубокою ночью раздался стук в ворота, крики и лай собак. За Морозовой приехали... Боярыня пробудилась в испуге, но Евдокия ободрила ее: «Матушка-сестрица, дерзай! Не бойся - с нами Христос!» Сестры помолились и испросили друг у друга благословения свидетельствовать истину. Феодора спрятала Урусову в чулане, а сама вновь легла. Тут в опочивальню без стука и приглашения вошел в сопровождении стрельцов Иоаким, настоятель Чудова монастыря. Он объявил, что прибыл от самого царя, и заставил Феодору встать для допроса. Начался обыск, и в чулане нашли княгиню.
Иоаким стал допрашивать Феодору: «Как ты крестишься и как молитву творишь?» Она сложила двуперстное крестное знамение и показала ему. Так же поступила и Евдокия, бывшая, как и сестра, старообрядкой и духовной дочерью протопопа Аввакума. Этого было достаточно...


фрагмент письма княгини Урусовой. Автограф. XVII в.

фрагмент письма княгини Урусовой. Автограф. XVII в.

Сестер заковали в ножные кандалы и заперли в подвале, а боярским холопам велели крепко стеречь свою бывшую госпожу.
Через два дня с сестер сняли цепи и насильно повели в Кремль, в Чудов монастырь, на допрос к митрополиту Павлу Крутицкому и Иоакиму. На допросе Феодора держалась мужественно, ее не смущали ни слова о покорности царю, ни призывы вспомнить о сыне и домашнем хозяйстве. На все возражения церковных иерархов она отвечала: «Все вы, власти, еретики, от первого и до последнего! Разделите между собою слова мои!» Также твердо держалась и княгиня Урусова.
Сестер вновь заковали и отправили на двор Морозовой.
Потом исповедниц разлучили: княгиню Урусову отвели в Алексеевский монастырь, под крепкий начал, а боярыню Морозову посадили на дровни и повезли в тюрьму, на бывшее подворье Псково-Печерского монастыря. Ее везли через Кремль, мимо царских теремов.
Думая, что государь из своих покоев смотрит на ее позор, Феодора под звон цепей осеняла себя крестным знамением и простирала к царским окнам десницу с двуперстием. Именно этот момент и изобразил на своей знаменитой картине художник Василий Суриков.

Чудов монастырь в Кремле. Москва.

Чудов монастырь в Кремле. Москва.
Чудов монастырь в Кремле. Москва

Чудов монастырь в Кремле. Москва
Псков. Псково-Печерский монастырь.

Псков. Псково-Печерский монастырь.

Один из ведущих специалистов по русской истории и литературе XVII века академик Александр Панченко писал об этой картине: «От суриковской Морозовой веет духом фанатизма. Но считать ее фанатичкой неверно. Древнерусский человек в отличие от человека просветительской культуры жил и мыслил в рамках религиозного сознания. Он "окормлялся" верой как насущным хлебом. В Древней Руси было сколько угодно еретиков и вероотступников, но не было атеистов, а значит и фанатизм выглядел иначе. Боярыня Морозова - это характер сильный, но не фанатичный, без тени угрюмства, и недаром Аввакум писал о ней как о "жене веселообразной и любовной" (любезной)».
Во время длительного темничного заключения Морозовой умер ее десятилетний сын Иван Глебович. Узнав о кончине ненаглядного сына, Феодора рыдала так горько, что даже надзиратели плакали от жалости.


Огромное богатство Морозовых после смерти Ивана Глебовича отошло в государеву казну. Однако ни смерть любимого сына, ни лишение всего имущества не смогли поколебать веру Морозовой. Она по-прежнему была тверда и непреклонна. За непослушание властям светским и церковным царь велел Феодору, Евдокию и их сподвижницу, жену стрелецкого полковника, Марию Данилову предать пыткам на дыбе.
Вскоре Феодору с Печерского подворья перевели в Новодевичий монастырь, затем в Хамовническую слободу, а оттуда в город Боровск (ныне в Калужской области), «в жесткое заточение» в остроге. Вскоре туда же перевели Урусову и Марию Данилову.
Сначала узницы жили в относительной свободе: несшие охрану стрелецкие сотники были «задобрены» Иоакинфом Даниловым, мужем Марии Даниловой. Сотники разрешали проносить к узницам съестное, держать в тюрьме сменную одежду, книги и иконы. Княгиня Урусова смогла даже написать несколько писем своим детям. Но неожиданно все изменилось, когда из Москвы приехал следователь Павел Бессонов.



Жалкое имущество заключенных он при-казал отобрать, а сотников отдал под суд «за неосторожность, что они на караулах стояли оплошно». Морозову с Урусовой перевели в страшную темницу - пятисаженную земляную яму, а Марию Данилову посадили в тюрьму к уголовникам. Царь повелел не давать сестрам ни пищи, ни питья, а ослушников этого приказа повелел казнить «главною казнью».


В темной земляной яме началось медленное угасание двух женщин, слабых телом, но сильных духом. Мучениц изнуряли не только голод и жажда, но и зловоние, и грязь, и холод, и бесчисленное множество вшей.
Первой умерла Евдокия. Умирая, она звала Феодору: «Госпожа, мать и сестра! Я изнемогла и чую, что приблизилась к смерти, отпусти меня к Владыке моему! Молю тебя, госпожа, по закону христианскому отпой мне отходную. Что помнишь, то и говори, а что я вспомню, то сама проговорю...».
И так в темноте они молились отходную, мученица мученицу отпевала в темнице и узница над узницею проливала слезы. А утром 11 сентября 1675 года бездыханное тело княгини Урусовой подняли из ямы, обвили рогожею и похоронили на дворе острога. Инокиня Феодора осталась одна...
Она ненадолго пережила сестру. Студеною ночью с 1 на 2 ноября 1675 года и для святой Феодоры в затхлом мраке страшной земляной тюрьмы раздался призывный тихий голос Спасителя: «Дерзай, дочь, вера твоя спасла тебя!».
В эту ночь она умерла, преставившись от тьмы сей жизни в немеркнущий Божественный свет и от глубокой ямы - в Царствие Небесное.

Боярыня Морозова посещает протопопа Аввакума в темнице. Художник И.Е. Чирков. 1964 г.

Боярыня Морозова посещает протопопа Аввакума в темнице. Художник И.Е. Чирков. 1964 г.
Могила боярыни Морозовой в Боровске.

Могила боярыни Морозовой в Боровске.
Камень над могилой боярыни Морозовой. Фото начала XX века.

Камень над могилой боярыни Морозовой. Фото начала XX века.

В статье «Боярыня Морозова - символ и личность» академик Александр Панченко пишет о последних днях преподобной мученицы, пересказывая старообрядческое предание: «И умирала она не как житийная героиня, а как человек.
"Раб Христов! - взывала замученная голодом боярыня к сторожившему ее стрельцу. - Есть ли у тебя отец и мати в живых или преставилися? И убо аще живы, помолимся о них и о тебе; аще ж умроша - помянем их. Умилосердися, раб Христов! Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми колачика". И когда тот отказал ("Ни, госпоже, боюся"), она из ямы просила у него хотя бы хлебца, хотя бы "мало сухариков", хотя бы яблоко или огурчик - и все напрасно. Человеческая немощь не умаляет подвига. Напротив, она подчеркивает его величие: чтобы совершить подвиг, нужно быть прежде всего человеком».

Память святых мучениц Феодоры, боярыни Морозовой, и Евдокии, княгини Урусовой, Православная Старообрядческая Церковь празднует 11 сентября (24 сентября по новому стилю).


Источник:


Старообрядчество.
Иллюстрированная энциклопедия.

Издание второе, исправленное и дополненное.
Подготовлено отделом просвещения и катехизации Тверской Старообрядческой общины храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве

Координатор проекта - иерей Алексей Лопатин.
Главный редактор - кандидат филологических наук В.В. Боченков.
Авторы текстов: иерей Александр Панкратов, И.Г. Будкина, В.В. Волков, С.Г. Вургафт, Д.А. Урушев, И.А. Ушаков, Г.В. Чистяков, Д.С. Юров

Иллюстрации - Духовный Православный Старообрядческий Центр «Панагия»
Художник И.А. Болотина
Выпускающий редактор Е.Г. Ермоленко
Корректор - Н.П. Серебрякова

© Русская Православная
Старообрядческая Церковь, 2005
© Тверская Старообрядческая община храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве, 2005
© ДПСЦ «Панагия», 2005


Отпечатано в филиале ОАО "ТОТ" Ржевская типография.
172390, Тверская обл., г. Ржев, ул. Урицкого, 91.
Телефон - (48232) 2-36-56.
Подписано в печать 17. 08. 2011 г.
Формат 60/90, 1/8.
Печать офсетная. Объем 21 п. л.
Заказ N° 1433. Тираж 3000 экз.

Страницы 40 - 45.

Клинцы. Ремонт серверов, компьютеров, мониторов, планшетов. смартфонов, телефонов.


Гостевая книга портала


Санаторий "Вьюнки"

Санаторий "Затишье"

Краеведческий музей

Памятники города Клинцы

Старый Парк имени Воровского

Расписание автовокзала

Расписание поездов

Интеллектуальная поисковая система Nigma.ru


КАРТА Клинцовского района

Автомобильная карта Клинцовского района

КАРТА города Клинцы

Генеральный план г. Клинцы

Черниговская губерния 1821 год

Карта Клинцов и Клинцовского района середина 19 века


О самом авторе. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Предисловие Ф. Козлова к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Предисловие самого автора к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава первая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава вторая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава вторая. Период третий. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава третья. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава четвертая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава пятая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава шестая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Приложение. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Список литературы. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев



Нужен ли Клинцовскому порталу чат и форум?
результаты
только Клинцовский чат
только Клинцовский форум
Клинцовский чат и Клинцовский форум
ничего



Село Клинцы Кировоградская область, основано и названо клинчанами из слободы Клинцы Суражского уезда



Храм Георгия Победоносца села Елионка



Клинцовский велоклуб "Шторм"


 

 

© 2009-2014 Клинцовский портал "klintsy-portal.ru"
При перепечатке и использовании материалов их в любой форме, ссылка на "klintsy-portal.ru" обязательна.
Права на все работы, принадлежат их авторам.
По всем вопросам обращайтесь на admin@klintsy-portal.ru

Яндекс.Метрика