Главная  Клинцы  Фото города Клинцы  Клинцовский район  Населенные пункты  Культура  Поэты 
 Художники  Учебные и медицинские  Учреждения, предприятия  Краеведение  Старообрядчество 
 Русские старообрядцы на Дунае.  История города Клинцы и Клинцовского района.. 
 Генеалогия. Архивы.   Памятники. Мемориалы.   Достопримечательности 

 История Старообрядческой церкви. Краткий очерк.
 “Двенадцать статей” царевны Софьи
 Епифановщина
 Преображенско-Введенский старообрядческий храм
 Троицкая церковь
 Вознесенская церковь
 КЛИНЦОВСКИЕ ТИПОГРАФИИ
 Типография Почаев
 Николо - Пустынский монастырь, город Клинцы
 Клинцы, типография Железняковых и Рукавишникова.
 Клинцы, типография Карташевых.
 Старопечатная книга "Новый Завет и Псалтырь"
 Происхождение и социальный состав миграционных потоков русских староверов на территорию Стародубья в XVIII веке
 Шапошников, Аркадий (Андрей Родионович)
 Предисловие к книге "Старообрядчество"
 Аввакум Петров
 Иноки Алимпий, Геронтий и Павел.
 Амвросий, Митрополит Белокриницкий
 Анна Кашинская
 Белокриницкая иерархия.
 Богослужение.
 Боярыня Морозова.
 Брадобритие.
 Гонения.
 Духовные центры старообрядчества.
 Духовное образование.
 Иконописание.
 Кадило и кацея.
 Крестное знамение и благословение.
 Крест нательный.
 Купцы и предприниматели.
 Лестовка.
 Литература старообрядческая
 Меднолитые иконы и кресты.
 Начал.
 Начетчики.
 Одежда старообрядца.
 Павел Коломенский и Каширский.
 Пение старообрядческое.
 Подручник.
 Раскол Русской Церкви.
 Русская Православная Старообрядческая Церковь.
 Соборы Церкви.
 Соловецкий монастырь.
 Старообрядческие святые.
 Старообрядческое книгопечатание.
 Стоглавый Собор.
 "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Предисловие к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Предисловие самого автора к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава первая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава вторая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава вторая. Период третий. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава третья. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава четвертая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава пятая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава шестая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Приложение. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Список литературы. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев


31.12.2017 | Особенности менталитета купца-старообрядца.
Особенности менталитета купца-старообрядца Галимова Лилия Надиповна — автор! 22-31 минута УДК 39...
31.12.2017 | Россия должна вернуть себе русские земли
Уже давно среди здравомыслящих украинцев стало понятно, что без Крыма Украина США не нужна. Но у Укр...
31.12.2017 | Богдан Хмельницкий, стародубско-волынский Корецкий.
Пожалуй, о Хмельницком написано больше книг и статей, чем обо всех остальных гетманах вместе взятых,...
31.12.2017 | «Работа царю» Газского митрополита Паисия Лигарида
Скрипкина Елена Владимировна ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ...
31.12.2017 | К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЯЗЫКА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЧИНЕНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ
С.Ю. Нагорная Белгородский государственный ниверситет Язык старообрядцев рассматривается к...
31.12.2017 | нужен донор, группа крови третья отрицательная, тел. ‎8 950 195 09 42.
[08.06.2018 19:52] Марьюшка Отряскина: ищут донора ребёнку.Умирает 10- месячный ребёнок, у него опух...
31.12.2017 | БЫЛ СОЖЖЕН ДОМ по адресу г. Клинцы ул. Октябрьская 155.
ВНИМАНИЕ!!! ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ 200 000 рублей. В ночь с 8 апреля 2018 года на 9апреля 2018 года с 3 ...
31.12.2017 | Хмельницкий,Корецкий...
Пожалуй, о Хмельницком написано больше книг и статей, чем обо всех остальных гетманах вместе взятых,...
31.12.2017 | Правда ли то, что государство русским создали шведы раньше, чем себе?
Человечество существует миллионы лет. Государство и право - более молодые явления. Их возраст состав...
31.12.2017 | Настоятель Петропавловского собора г. Клинцы протоиерей А. Петровский регулярно совершал моления о германской армии в соответствующие даты: годовщину прихода нацистской партии к власти, начало войны нацистской Германии с СCCР, день рождения Гитлера.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА БРЯНЩИНЕ В ПЕРИОД НАЦИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ ( АВГУСТ 1941 Г . — СЕНТЯБРЬ 1943 Г ....

Духовное образование.

Духовное образование.


Задачи духовного образования всегда остро стояли перед православием. Церковь решала эти задачи путем организации монастырских духовных центров и распространения книжности.
Однако после церковного раскола XVII века для старообрядцев обстоятельства коренным образом изменились: они были вынуждены спасать свои жизни и спасать древнюю православную веру, для чего нужно было кроме прочего искать другие пути и формы духовно¬го образования.


Каждая семья, оторванная суровыми гонениями от своих единомышленников, была вынуждена становиться, по сути, самостоятельной церковной общиной, сохраняющей не только основы вероучения, но и церковную службу. Как правило, в старообрядческих поселениях всегда находились люди, собиравшие у себя на дому детей для обучения грамоте и основам церковного благочестия; регулярное присутствие на церковных службах закрепляло полученные навыки. В старообрядческом мире всегда было особо уважительное отношение к старой книге, очень распространенным явлением было создание библиотек, что способствовало самообразованию. Все это естественным образом приводило к тому, что среди старообрядческого населения грамотность была значительно выше, чем у окружающего населения.

Здание старообрядческого института на Смирновской улице Москвы. Построено в 1915 г. Ныне - общеобразовательная школа № 469.

Здание старообрядческого института на Смирновской улице Москвы. Построено в 1915 г. Ныне - общеобразовательная школа № 469.
Документ старообрядческого института начала XX века.

Документ старообрядческого института начала XX века.
Обложка книги С.А. Кириллова «Старообрядческая народная академия». Москва. 1918 г.

Обложка книги С.А. Кириллова «Старообрядческая народная академия». Москва. 1918 г.

Однако только домашнее образование и самообразование не могли удовлетворить потребностей Церкви.
Организация в 1694 году первого крупного старообрядческого центра - Выговского общежительства - положило начало опыту систематического духовного образования в старообрядчестве. Там было создано учебное заведение с двухступенчатым обучением.
Первая ступень предполагала обучение грамоте и церковному пению, при этом параллельно шло наставление в монастырском уставе, добродетельном житии и благочестии. Обучались как мальчики, так и девочки.


Девочек также обучали золотошвейному делу и кружевоплетению. Для школьных занятий была выстроена специальная келия - «грамотная». Профессиональное обучение продолжало общее образование.
Оно предназначалось для тех, кто проявил свои таланты и способности в различных начинаниях и ремеслах, которые, в свою очередь, определялись монастырскими нуждами.

Старообрядческая сельская школа. Фото начала XX века.

Старообрядческая сельская школа. Фото начала XX века.
Бланки квитанций оплаты обучения старообрядческого института 1910-е гг.

Бланки квитанций оплаты обучения старообрядческого института 1910-е гг.
Объявление в журнале «Старообрядческая мысль» 1915 год.

Объявление в журнале «Старообрядческая мысль» 1915 год.

Так обучались писцы, уставщики, иконописцы. Преемственность процесса обучения способствовала тому, что в Выговском общежительстве сложился особый стиль иконописания, хорошо узнаваемая манера оформления рукописных книг.


К концу XVIII века в Выговском монастыре созрели планы по организации академии, но из-за сильнейшего пожара 1787 года они не осуществились.
Попытки строительства подобной системы обучения предпринимались также и в других старообрядческих монастырских центрах: на Ветке при Покровском монастыре и на Иргизе. Разумеется, что в той или иной мере каждый старообрядческий скит или монастырь был центром, ведущим образовательную и просветительскую работу. Разорение большинства старообрядческих монастырей в XVIII-XIX веках существенно осложнило ситуацию с образованием.


В начале XIX века в Москве на Рогожском кладбище было организовано училище для сирот и подкидышей. Основными предметами обучения были чтение, письмо, арифметика и церковное пение. В 1835 году власти закрыли училище, и оно было тайно перенесено сначала в село Новинки близ Коломенского, а позже в само село Коломенское Московского уезда.


После издания в 1905 году Манифеста о началах веротерпимости появилась возможность организовывать при своих общинах школы, где дети могли бы усваивать основы христианской веры и нравственности. Возникла необходимость в создании училища, где можно было бы готовить учителей для этих школ.
Вопросы образования широко обсуждались на страницах старообрядческой периодики. На X и XI Всероссийских съездах старообрядцев было отмечено, что образование - «первая необходимость», что «вся наша надежда в образовании».


10 сентября 1912 года состоялось торжественное открытие Московского Старообрядческого богословско-учительского института. Институт рас-полагался в Николо-Ямском тупике в Москве, заведующим был определен А. И. Рыбаков (отец историка академика Бориса Рыбакова). Первый набор составили 30 человек, их средний возраст был 16 лет. Обучение было рассчитано на шесть лет: четыре курса общеобразовательных и два курса специальных, богословско-педагогических. В первые четыре года изучались катехизис, литургика, история Церкви и старообрядчества, славянский, русский, греческий и немецкий языки, история, география, логика, математика, физика, церковное пение (смотри раздел Старообрядческое пение) и основы иконописи. На двух специальных курсах изучались догматическое, нравственное и сравнительное богословие, история Священного Писания, церковное право, педагогика.

В 1913 году при Институте для педагогической практики студентов была открыта начальная практическая школа, выпускники которой могли перейти в Институт.

Большинство студентов Института в начале первой мировой войны ушли на фронт добровольцами и почти все погибли.

В 1915 году для института было выстроено новое здание (по проекту Ф.А. Ганешина, на средства С.П. Рябушинского, Г.М. Кузнецова, Т.С. Морозова; здание сохранилось до наших дней неподалеку от Рогожского кладбища).



В институте преподавали многие известные общественно-церковные деятели старообрядчества, такие как епископ Канадский Михаил (Семенов), Я.А. Богатенко и др. Епископом Михаилом был подготовлен изданный в 1915 году учебник по Богослужению. Институтский хор знаменного пения под руководством Я.А. Богатенко пользовался заслуженной славой, его приглашали во многие столичные храмы. Последним директором Института был известнейший начетчик, полемист и писатель Ф.Е. Мельников.
В 1917 году институт был преобразован в среднее учебное заведение - учительскую семинарию нового правительственного типа с четырьмя основными классами и двумя подготавливающими к поступлению в высшие учебные заведения.

Студенты старообрядческого института. Фото начала XX века. Из частного архива.

Студенты старообрядческого института. Фото начала XX века. Из частного архива.
Хор старообрядческого духовного училища. Москва, 2010 год.

Хор старообрядческого духовного училища. Москва, 2010 год.
Студенты старообрядческого духовного училища. Москва, 2005 год.

Студенты старообрядческого духовного училища. Москва, 2005 год.

В 1918 году училище было закрыто советской властью.
На короткое время образовательные традиции в старообрядчестве продолжила Старообрядческая народная академия, представлявшая собой курсы по истории и культуре старообрядчества. Целью академии было содействие просвещению староверов и ознакомлению общества с древлеправославием.
До закрытия властями академии удалось провести только один учебный цикл с 15 мая по 1 июля 1918 года. За это время были прочитаны лекции по истории, культуре и искусству старообрядчества, педагогике, экономике. Среди преподавателей академии были известные деятели старообрядчества - Я.А. Богатенко, И.А. Кириллов, Н. Ануфриев и др. Работали в академии и представители светской науки. Кн. Е.Н. Трубецкой читал лекции о русской религиозной живописи, а известный русский экономист и религиозный философ С. Н. Булгаков вел курс о современной культуре.
Революция большевиков на долгие годы закрыла для старообрядцев любые возможности организации духовного образования.

Лишь в конце 1980-х годов началось движение по возрождению воскресных приходских школ. Во многих приходах были созданы такие школы для детей и взрослых. На занятиях учителя-энтузиасты раскрывали особенности уставного богослужения, проводили беседы по Святому Писанию и церковной истории, знакомили с церковными новостями. Здесь осваивались азы чтения церковно-славянской книги и церковного пения. Отдельные методики преподавания в воскресной школе получили всероссийскую известность и были неоднократно изданы (например: Доброхвалова Л.А. Уроки христианской веры: Книга для учителя воскресной школы и родителей. - Нелидово, 1998год ). Преподаватели собирались на ежегодные съезды в Москве, где обсуждался опыт и определялись перспективы школьного дела.


Важнейшим элементом христианской педагогики стали летние лагеря отдыха для детей и подростков. Первый такой лагерь, «Ржевская обитель», был создан в 1993 году в Тверской области недалеко от Ржева на живописных берегах реки Бойни (приток Волги). Другой подобный лагерь «Тихий плес», был создан недалеко от Казани. В этих лагерях получили возможность отдохнуть сотни детей из многих мест России, а также зарубежных стран. Здесь проходили проверку методы христианской педагогики. После 2004 года лагеря стали базой педагогической практики учащихся Духовного училища РПСЦ.

В 1995 году в Суздальском художественно-реставрационном училище при поддержке директора И.Б. Петрова была создана учебная группа из числа старообрядцев. Группа обучалась по специальным программам и методикам (церковное пение, иконопись, основы церковного искусства, реставрация икон и книг). Но из-за отсутствия интереса со стороны училища к подобной постановке обучения, группа по решению Совета Митрополии РПСЦ в 1996 году была переведена в Москву на Рогожское. На основе группы было создано училище с двухгодичным сроком обучения. Специальность, которую получали выпускники, называлась: «Преподаватель воскресной школы, с умением вести клиросную службу и знанием основ реставрации книг и икон». В том году руководство всем учебным процессом лежало на П. В. Кисилишине.

В 1997 году был зарегистрирован Устав училища. Тогда же Советом Митрополии РПСЦ был образован Учебный совет, в который вошли епископ Зосима (председатель), иерей Сергий Дурасов (секретарь), иерей Евгений Чунин и сотрудник Митрополии Е. П. Роев. В сентябре 1997 году директором Училища был назначен иерей Алексей Лопатин. В училище преподавались церковный устав (А. В. Панкратов), церковное пение (иерей Михаил Рожков), церковно-славянский язык (иерей Сергий Дурасов), церковная история (А.В. Езеров), история христианского искусства (Ф. Клоков), реставрация книг (П.В. Кисилишин), реставрация икон (К.Е. Бокарев) и другие предметы. Весной 1998 года состоялся первый выпуск Духовного училища.


Однако в этом же году училище прекратило свою работу из-за отсутствия помещений для занятий и проживания студентов. В здании начался капитальный ремонт, который проводился несколько лет, а попытки перевести училище в Подмосковье успехом не увенчались.

1 сентября 2004 года в стенах здания бывшей Бугровской богадельни на Рогожском, только что переданного РПСЦ московскими властями, начались занятия для учащихся возрожденного Духовного училища. На первый курс было принято 30 человек. Основными предметами преподавания были богослужебный устав, церковное пение, церковно-славянский язык, история Церкви, а также впервые введенные в процесс обучения патрология и иконология. В качестве факультатива был предложен спецкурс «Введение в историю рукописной и старопечатной книги». Директором был назначен иерей Иоанн Думнов. С 2005 года по сей день директором является протоиерей Евгений Чунин.
С 2006 года в училище существует заочное отделение. Благодаря высокому уровню преподавания знаменного пения хор Духовного училища неоднократно выступал в концертных программах Бражниковских чтений - крупнейшего научного форума, посвященного истории православного певческого искусства. С 2008 года выпускаются компакт-диски с записями песнопений, исполненных хором Духовного училища.




Студенты училища проводят занятия в воскресных школах московских и подмосковных приходов. Там же они получают опыт ведения церковной службы. В летнее время студенты проходят педагогическую практику в детских христианских лагерях.
Важнейшим образовательным ресурсом является библиотека Московской Митрополии РПСЦ. Она создана в 2005 году в стенах училища и сейчас насчитывает около 5000 книг современной печати. В режиме читального зала библиотека обслуживает как учащихся, так и всех сотрудников Московской Митрополии, а также студентов, аспирантов светских учебных заведений и другие категории читателей. Еще один ресурс - Рогожское книгохранилище (библиотека редких книг и рукописей). На базе его фондов был осуществлен спецкурс «Введение в историю рукописной и старопечатной книги».


Летом 2001 года во Ржеве (Тверская область) состоялась конференция «Традиции духовного образования в старообрядчестве: История, современность, перспективы». В ее работе приняли участие как представители старообрядческих общин, так и светские ученые. По результатам заслушанных докладов, а также в ходе дискуссии были выработаны подходы для возрождения системы духовного образования в РПСЦ (в 2003 году во Ржеве был издан сборник материалов конференции).


Начетничество.


Уникальным проявлением образованности в старообрядчестве стало начетничество. Начетчиками была продолжена традиция средневековой православной полемической книжности. Начетчиками становились, как правило, благочестивые христиане, которые с детства имели стремление к углубленно¬му изучению Писания. Они основательно, порой дословно знали апологетическую и святоотеческую литературу, в первую очередь традиционную дониконовскую книжность.



Это были самоучки - апологеты старообрядчества, способные вести жаркие диспуты как с миссионерами господствовавшей церкви, так и с идейными противниками из старообрядческой среды. На беседах начетчики свободно на память приводили нужные цитаты, быстро и точно давали ответы на каверзные вопросы, а порой и на оскорбительные замечания.


Одним из методов подготовки начетчиков было составление сводов цитат из книг Св. Писания, творений Св. Отцов, книг канонических, полемических и так далее (в том числе и современных им научных книг) по тем вопросам, по которым наиболее часто велись споры. Наивысшего расцвета начетничество достигло в конце XIX - начале XX века. Среди начетчиков наибольшую известность получили епископ Уральский Арсений (Швецов), епископ Нижегородский Иннокентий (Усов), отец и сын Перетрухины, священник Василий Механиков, Ф. Е. Мельников, М. И. Бриллиантов и многие другие.


В 1906 году был создан «Союз старообрядческих начетчиков» - организация, имевшая целью поддерживать деятельность старообрядческих начетчиков, организовывать частные и публичные беседы, доклады, лекции, издавать богословскую и историко-просветительную литературу.



Источник:

Старообрядчество.
Иллюстрированная энциклопедия.

Издание второе, исправленное и дополненное.
Подготовлено отделом просвещения и катехизации Тверской Старообрядческой общины храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве

Координатор проекта - иерей Алексей Лопатин.
Главный редактор - кандидат филологических наук В.В. Боченков.
Авторы текстов: иерей Александр Панкратов, И.Г. Будкина, В.В. Волков, С.Г. Вургафт, Д.А. Урушев, И.А. Ушаков, Г.В. Чистяков, Д.С. Юров

Иллюстрации - Духовный Православный Старообрядческий Центр «Панагия»
Художник И.А. Болотина
Выпускающий редактор Е.Г. Ермоленко
Корректор - Н.П. Серебрякова

© Русская Православная
Старообрядческая Церковь, 2005
© Тверская Старообрядческая община храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве, 2005
© ДПСЦ «Панагия», 2005


Отпечатано в филиале ОАО "ТОТ" Ржевская типография.
172390, Тверская обл., г. Ржев, ул. Урицкого, 91.
Телефон - (48232) 2-36-56.
Подписано в печать 17. 08. 2011 г.
Формат 60/90, 1/8.
Печать офсетная. Объем 21 п. л.
Заказ N° 1433. Тираж 3000 экз.

Страницы 64 - 71.

Клинцы. Ремонт серверов, компьютеров, мониторов, планшетов. смартфонов, телефонов.


Гостевая книга портала


Санаторий "Вьюнки"

Санаторий "Затишье"

Краеведческий музей

Памятники города Клинцы

Старый Парк имени Воровского

Расписание автовокзала

Расписание поездов



КАРТА Клинцовского района

Автомобильная карта Клинцовского района

КАРТА города Клинцы

Генеральный план г. Клинцы

Черниговская губерния 1821 год

Карта Клинцов и Клинцовского района середина 19 века


О самом авторе. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Предисловие Ф. Козлова к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Предисловие самого автора к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава первая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава вторая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава вторая. Период третий. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава третья. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава четвертая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава пятая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава шестая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Приложение. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Список литературы. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев



Нужен ли Клинцовскому порталу чат и форум?
результаты
только Клинцовский чат
только Клинцовский форум
Клинцовский чат и Клинцовский форум
ничего



Село Клинцы Кировоградская область, основано и названо клинчанами из слободы Клинцы Суражского уезда



Храм Георгия Победоносца села Елионка



Клинцовский велоклуб "Шторм"


 

 

© 2009-2014 Клинцовский портал "klintsy-portal.ru"
При перепечатке и использовании материалов их в любой форме, ссылка на "klintsy-portal.ru" обязательна.
Права на все работы, принадлежат их авторам.
По всем вопросам обращайтесь на admin@klintsy-portal.ru

Яндекс.Метрика