Главная  Клинцы  Фото города Клинцы  Клинцовский район  Населенные пункты  Культура  Поэты 
 Художники  Учебные и медицинские  Учреждения, предприятия  Краеведение  Старообрядчество 
 Русские старообрядцы на Дунае.  История города Клинцы и Клинцовского района.. 
 Генеалогия. Архивы.   Памятники. Мемориалы.   Достопримечательности 

 История Старообрядческой церкви. Краткий очерк.
 “Двенадцать статей” царевны Софьи
 Епифановщина
 Преображенско-Введенский старообрядческий храм
 Троицкая церковь
 Вознесенская церковь
 КЛИНЦОВСКИЕ ТИПОГРАФИИ
 Типография Почаев
 Николо - Пустынский монастырь, город Клинцы
 Клинцы, типография Железняковых и Рукавишникова.
 Клинцы, типография Карташевых.
 Старопечатная книга "Новый Завет и Псалтырь"
 Происхождение и социальный состав миграционных потоков русских староверов на территорию Стародубья в XVIII веке
 Шапошников, Аркадий (Андрей Родионович)
 Предисловие к книге "Старообрядчество"
 Аввакум Петров
 Иноки Алимпий, Геронтий и Павел.
 Амвросий, Митрополит Белокриницкий
 Анна Кашинская
 Белокриницкая иерархия.
 Богослужение.
 Боярыня Морозова.
 Брадобритие.
 Гонения.
 Духовные центры старообрядчества.
 Духовное образование.
 Иконописание.
 Кадило и кацея.
 Крестное знамение и благословение.
 Крест нательный.
 Купцы и предприниматели.
 Лестовка.
 Литература старообрядческая
 Меднолитые иконы и кресты.
 Начал.
 Начетчики.
 Одежда старообрядца.
 Павел Коломенский и Каширский.
 Пение старообрядческое.
 Подручник.
 Раскол Русской Церкви.
 Русская Православная Старообрядческая Церковь.
 Соборы Церкви.
 Соловецкий монастырь.
 Старообрядческие святые.
 Старообрядческое книгопечатание.
 Стоглавый Собор.
 "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Предисловие к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Предисловие самого автора к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава первая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава вторая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава вторая. Период третий. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава третья. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава четвертая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава пятая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава шестая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Приложение. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Список литературы. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев


29.11.2017 | 1917 год. Власть рабочих и крестьян?
«Я не против колхоза, но не в моей деревне» - народная поговорка. Как мы помним из учебников, 25 ...
29.11.2017 | Что русские помещики могли делать с крепостными.
О том, насколько де-юре защищены были крепостные крестьяне, говорит Соборное Уложение от 1649 го...
24.11.2017 | Ученые выяснили, как возник жест "апостольского благословения".
Знаменитый католический жест благословения – осенение верующих крестным знамением, исполняемым ...
24.11.2017 | Ученые: носители русского языка жестикулируют уникальным образом.
Ученые из Московского государственного лингвистического университета выяснили, что все русскоязычные...
23.11.2017 | Выборы и избирательное право в истории России.
Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существ...
23.11.2017 | Клинцы. "Доктор Живаго" Пастернак.
23 ноября исполняется 60 лет с момента первой публикации выдающегося романа Бориса Пастернака «Докто...
17.11.2017 | 17 ноября 1919 г. Реввоенсовет РСФСР принял постановление о создании Первой Конной армии под командованием Семёна Будённого.
Армия была создана на базе 1-го Конного корпуса, командиром которого являлся Буденный. В состав ...
16.11.2017 | Господин городовой. Русский полицейский начала ХХ века.
Автор: Леонид Страхов, аспирант Воронежского государственного университета Начало ХХ века принесл...
15.11.2017 | Александра Коллонтай. Революция как «стакан воды».
Среди русских революционерок немало ярких личностей, Александра Михайловна Коллонтай – одна из н...
15.11.2017 | Александр Шляпников. Пролетарий в революционном водовороте.
Александр Гаврилович Шляпников – пролетарий и профессиональный революционер-большевик. С репре...

Иконописание.

Иконописание.


Православная традиция иконописания Византии не угасла вместе с великой империей. Она продолжилась, развилась и расцвела в иконописном искусстве Древней Руси. На протяжении столетий иконописное искусство выполняло свое высокое назначение, свидетельствовало о православной вере, возвышало дух христиан, направляло помыслы к молитве.


Несмотря на непростую, а часто и трагическую историю русского государства, искусство иконописания на Руси до церковного раскола XVII века при наличии различных школ иконописания оставалось в целом стилистически единым, отражающим дух православия и свидетельствующим о нем.

Работа над иконостасом. Начало XXI века.

Работа над иконостасом. Начало XXI века.
Роспись стен храма. Конец XX века.

Роспись стен храма. Конец XX века.

После раскола в русскую культуру стали активно проникать элементы культуры западной, неправославной. Иконопись начала искажаться под влиянием религиозной и светской живописи Европы, особенно Италии. Стало разрушаться традиционное эстетическое восприятие образа; иконы перестали соответствовать православному мировоззрению.
Старообрядцы понимали, что иконопись, искаженная новыми веяниями, способствует более легкому проникновению неправославных учений. Поэтому старообрядческие иконописцы продолжали строго придерживаться древнерусской православной традиции, сложившейся к XVI - XVII векам. Новообрядческая иконопись в своем развитии дошла до академического стиля живописи, старообрядческая же иконопись донесла до нас дух дораскольного православия. Именно по этой причине в датировке лучших образцов старообрядческого иконописания эксперты могут ошибаться на несколько столетий.


Старообрядческие центры иконописания стали складываться в середине - второй половине XVIII века в местах компактного проживания старообрядцев. Их возникновение было обусловлено возрастающей потребностью окружающего населения в иконах. Для произведений каждого из этих центров можно выделить свои ярко выраженные особенности. На протяжении XVIII - начала XX веков стиль письма практически не менялся, поэтому можно с большой долей вероятности определить место написания той или иной старообрядческой иконы. Особенности письма для каждого из центров, по всей вероятности, изначально формировались под влиянием отдельных мастеров, которые были чаще всего выходцами из центральной России. В некоторых случаях ощущается влияние культурных традиций коренного населения данной местности.


Так называемая «Невьянская школа» сложилась на горнозаводском Урале с центрами в Невьянске и Нижнем Тагиле. Иконы данной группы написаны по золотому фону. В большинстве случаев вызолочен не только фон, но и поля иконы. В архитектуре и орнаментах широко использованы барочные мотивы. Поземы и пейзажи выполнены в живописной манере. Краски икон яркие, в них активно использовались синие, голубые и красные цвета различных оттенков. Одежды разделаны твореным золотом. Личное письмо выполнено в традиционной манере по оливковому санкирю (подложке) с белильными моделировками.


С начала XIX века часто использовались доски без ковчега. Доски толстые, шпонки, как правило, торцевые. Надписи выполнены в картушах красной краской (киноварью) по золотому фону или белилами по красному фону.
Прототипами данной школы могли служить иконы Ярославля и Костромы XVII века.


Образ Знамения Пресвятой Богородицы. Невьянская школа. Начало XIX века.

Образ Знамения Пресвятой Богородицы. Невьянская школа. Начало XIX века.
Казанская икона Пресвятой Богородицы. Новозыбков. Первая половина XIX века.

Казанская икона Пресвятой Богородицы. Новозыбков. Первая половина XIX века.

Очень много общего с невьянскими имеют иконы, происходящие из Ветки и Стародубья.
Иконы Ветки наиболее примитивны. Фон и поля их также вызолочены или высеребрены и покрыты желтым лаком «под золото».


Фигуры приземистые, лики круглые, рисунок достаточно грубый, линии толстые. Доски без ковчега, толстые, с торцевыми шпонками. Личное письмо выполнено охрением по зеленоватому санкирю с белильными оживками.
В каждой стародубской слободе иконы имели свои особенности, свой «пошиб». Наиболее выдающиеся произведения иконописи Стародубья происходят из Новозыбкова. В них присутствуют барочные мотивы, но в целом иконография более сдержанная, приближенная к традиционной.


Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Палех. 1820-30-е гг.

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Палех. 1820-30-е гг.
Образ Святителя Николы Чудотворца. Гуслица. Конец XIX века.

Образ Святителя Николы Чудотворца. Гуслица. Конец XIX века.
Прейскурант старообрядческой иконописной мастерской Я.А. Богатенко. Москва. 1906 год.

Прейскурант старообрядческой иконописной мастерской Я.А. Богатенко. Москва. 1906 год.

Личное письмо, наоборот, зачастую выполнено во «фряжской» манере. Основатели слободы Зыбкой были выходцами из Костромы, и новозыбковская икона несколько напоминает костромскую икону XVII века. На иконах из Климова часто встречаются голубые и розовые фона с облачками; иконы из Шеломов отличаются монументальностью рисунка. Интересен тот факт, что ряд новозыбковских икон XVIII века в наше время музейными экспертами был приписан кисти мастеров Оружейной палаты.



Иконы Гуслицкого края объединяет строгое следование традиционной иконографии XVII века. Фон и поля выполнены охрами или коричневыми красками. Общий колорит икон неяркий, приглушенный. Часто на нимбах и в разделках одежд вместо золота использовалось серебро, покрытое желтым лаком. Доски умеренной толщины, часто с ковчегом, шпонки тыльные. Наиболее «темно-видное» письмо с глухими красками по серебру встречается в районе сел Слободищи и Устьяново. Наиболее яркие иконы происходят с окраин региона - из Павловского Посада, Орехова-Зуева, Егорьевска.

Иконы Нижнего Новгорода и прилегающих старообрядческих районов также выполнены в традиционной манере. Доски в большинстве случаев с ковчегом. До середины XIX века золото фонов часто заменялось «двойником», имеющим приглушенный блеск. Поля икон зеленые или оливковые, реже коричневые. Красочная палитра богатая, но общий колорит икон достаточно сдержанный. Серебро практически не применялось. Также в Нижегородском крае широкое распространение получили «под-старинные» иконы. Они писались на старых досках глухими темными красками. Часто выполнялся искусственный «ломаный» кракелюр. Фон и поля, как правило, закрывались латунной басмой, а живопись - коричневым лаком. В итоге создавалось общее впечатление «древней» иконы.


Иконы Сызрани исполнены также в традиционной манере, по золотому или серебряному фону с охряными полями. Общий колорит икон неяркий, личное письмо плоскостное, выполнено охряными плавями с небольшими белильными оживками. Доски толстые, массивные, всегда имеют достаточно глубокий ковчег. Отличительной особенностью сызранских икон является широкая лузга с характерным черневым орнаментом по золоту.


Старообрядческие иконописцы.

Старообрядческие иконописцы.
Работа над прорисью. Фото начало XX века.

Работа над прорисью. Фото начало XX века.

Иконы Выга схожи с сызранскими, они также написаны по золотым фонам, имеют светлые охряные поля. Отличаются более ярким колоритом и открытостью цветов. Рисунок тонкий, графичный, тщательно проработанный. Фигуры достаточно статичны. Доски нетолстые, ковчежные, поля широкие.

Мастера Мстеры и Палеха унаследовали лучшие традиции московской, строгановской, новгородской школ иконописи XVI - XVII веков. Каждая икона, вышедшая из-под рук ведущих мастеров этого края, многие из которых были поставщиками Двора Его Императорского Величества, по-своему уникальна и неповторима.



Источник:

Старообрядчество.
Иллюстрированная энциклопедия.

Издание второе, исправленное и дополненное.
Подготовлено отделом просвещения и катехизации Тверской Старообрядческой общины храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве

Координатор проекта - иерей Алексей Лопатин.
Главный редактор - кандидат филологических наук В.В. Боченков.
Авторы текстов: иерей Александр Панкратов, И.Г. Будкина, В.В. Волков, С.Г. Вургафт, Д.А. Урушев, И.А. Ушаков, Г.В. Чистяков, Д.С. Юров

Иллюстрации - Духовный Православный Старообрядческий Центр «Панагия»
Художник И.А. Болотина
Выпускающий редактор Е.Г. Ермоленко
Корректор - Н.П. Серебрякова

© Русская Православная
Старообрядческая Церковь, 2005
© Тверская Старообрядческая община храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве, 2005
© ДПСЦ «Панагия», 2005


Отпечатано в филиале ОАО "ТОТ" Ржевская типография.
172390, Тверская обл., г. Ржев, ул. Урицкого, 91.
Телефон - (48232) 2-36-56.
Подписано в печать 17. 08. 2011 г.
Формат 60/90, 1/8.
Печать офсетная. Объем 21 п. л.
Заказ N° 1433. Тираж 3000 экз.

Страницы 72 - 77.
Клинцы. Ремонт серверов, компьютеров, мониторов, планшетов. смартфонов, телефонов.


Гостевая книга портала


Санаторий "Вьюнки"

Санаторий "Затишье"

Краеведческий музей

Памятники города Клинцы

Старый Парк имени Воровского

Расписание автовокзала

Расписание поездов

Интеллектуальная поисковая система Nigma.ru


КАРТА Клинцовского района

Автомобильная карта Клинцовского района

КАРТА города Клинцы

Генеральный план г. Клинцы

Черниговская губерния 1821 год

Карта Клинцов и Клинцовского района середина 19 века


О самом авторе. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Предисловие Ф. Козлова к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Предисловие самого автора к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава первая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава вторая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава вторая. Период третий. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава третья. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава четвертая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава пятая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава шестая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Приложение. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Список литературы. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев



Нужен ли Клинцовскому порталу чат и форум?
результаты
только Клинцовский чат
только Клинцовский форум
Клинцовский чат и Клинцовский форум
ничего



Село Клинцы Кировоградская область, основано и названо клинчанами из слободы Клинцы Суражского уезда



Храм Георгия Победоносца села Елионка



Клинцовский велоклуб "Шторм"


 

 

© 2009-2014 Клинцовский портал "klintsy-portal.ru"
При перепечатке и использовании материалов их в любой форме, ссылка на "klintsy-portal.ru" обязательна.
Права на все работы, принадлежат их авторам.
По всем вопросам обращайтесь на admin@klintsy-portal.ru

Яндекс.Метрика