Главная  Клинцы  Фото города Клинцы  Клинцовский район  Населенные пункты  Культура  Поэты 
 Художники  Учебные и медицинские  Учреждения, предприятия  Краеведение  Старообрядчество 
 Русские старообрядцы на Дунае.  История города Клинцы и Клинцовского района.. 
 Генеалогия. Архивы.   Памятники. Мемориалы.   Достопримечательности 

 История Старообрядческой церкви. Краткий очерк.
 “Двенадцать статей” царевны Софьи
 Епифановщина
 Преображенско-Введенский старообрядческий храм
 Троицкая церковь
 Вознесенская церковь
 КЛИНЦОВСКИЕ ТИПОГРАФИИ
 Типография Почаев
 Николо - Пустынский монастырь, город Клинцы
 Клинцы, типография Железняковых и Рукавишникова.
 Клинцы, типография Карташевых.
 Старопечатная книга "Новый Завет и Псалтырь"
 Происхождение и социальный состав миграционных потоков русских староверов на территорию Стародубья в XVIII веке
 Шапошников, Аркадий (Андрей Родионович)
 Предисловие к книге "Старообрядчество"
 Аввакум Петров
 Иноки Алимпий, Геронтий и Павел.
 Амвросий, Митрополит Белокриницкий
 Анна Кашинская
 Белокриницкая иерархия.
 Богослужение.
 Боярыня Морозова.
 Брадобритие.
 Гонения.
 Духовные центры старообрядчества.
 Духовное образование.
 Иконописание.
 Кадило и кацея.
 Крестное знамение и благословение.
 Крест нательный.
 Купцы и предприниматели.
 Лестовка.
 Литература старообрядческая
 Меднолитые иконы и кресты.
 Начал.
 Начетчики.
 Одежда старообрядца.
 Павел Коломенский и Каширский.
 Пение старообрядческое.
 Подручник.
 Раскол Русской Церкви.
 Русская Православная Старообрядческая Церковь.
 Соборы Церкви.
 Соловецкий монастырь.
 Старообрядческие святые.
 Старообрядческое книгопечатание.
 Стоглавый Собор.
 "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Предисловие к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Предисловие самого автора к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава первая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава вторая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава вторая. Период третий. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава третья. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава четвертая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава пятая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава шестая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Приложение. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Список литературы. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев


19.10.2017 | В Новозыбкове. 2 марта 1917 год.
Известие о совершившемся падении старого строя получено было в г. Новозыбкове около 2 час. дня 2-г...
19.10.2017 | Чернигов. 1917 год.
Губернский Исполнительный комитет. Президиум, проверив мандаты участников, признал их правильными...
19.10.2017 | Новозыбков. 1917 год.
3-го апреля * в г. Новозыбкове состоялось организационное собрание местного отдела социал-демократи...
19.10.2017 | Чрезвычайный съезд духовенства и мирян Черниговской епархии. 1917 год.
Занятия общеепархиального съезда, происходившие в большом зале епархиального дома, открылись 30 апре...
19.10.2017 | Новозыбков. 1917 год.
Новозыбковский уездный продовольственный комитет разослал всем волостным и сельским комитетам следую...
19.10.2017 | деревня Кузнецы Суражского уезда. 1917 год. Борьба с дезертирством.
Нам сообщают из д. Кузнецов, Суражского уезда, что 20 (7) мая, в 12 час. ночи, жены призва...
19.10.2017 | Село Попова Гора Суражского уезда, 1917 год.
В нашем селе – Поповой Горе, Суражского уезда, еще в 1900 году открыта пожарная дружина. Тогда же я ...
19.10.2017 | Село Заборье Суражского уезда, 1917 год.
В другом соседнем селении – Макаричах – 24 (11) мая также был пожар. В огне погибло 5 дворов и...
19.10.2017 | село Кивай Новозыбковского уезда, 1917 год.
По существующему до сего времени порядку, приходские причты должны пользоваться «добр...
19.10.2017 | село Голубовка Суражского уезда, 1917 год.
Голубовский волостной комитет Суражского у[езда], в заседании своем 7 июня * постановил: 1) д...

Начетчики.

Начетчики.

Начетчики - так называли образованных обладающих большой начитанностью людей, знатоков богословия, истории и церковного права. Название происходит от слова «чтение» и указывает на то, что свои знания человек приобрел путем изучения, чтения книг, то есть путем самообразования.

Звание начетчика предусматривает, что этот человек должен не только изучать духовные книги, но и запоминать их, уметь правильно толковать и цитировать. Это необходимо для того, чтобы начетчик мог просвещать других и противостоять ересям, заблуждениям и ложным учениям. Таким образом, начетчики обязаны быть апологетами (защитниками) истинной христианской веры.
Впервые начетчики появились в древней Церкви. Тогда, в пору языческих гонений, многие христиане не желали обучаться в языческих школах и академиях. Самостоятельно или под руководством опытных учителей они изучали Священное Писание и участвовали в спорах с языческими философами или еретиками.

Начетчики. Стоят: Н.Д. Зенин, Ф.Е. Мельников; сидят: М. И. Бриллиантов, П.Г. Брехов, С.Д. Шишлов.

Начетчики. Стоят: Н.Д. Зенин, Ф.Е. Мельников; сидят: М. И. Бриллиантов, П.Г. Брехов, С.Д. Шишлов.
Начетчик Д.С. Варакин.

Начетчик Д.С. Варакин.
епископ Арсений Уральский (А.В. Швецов)

епископ Арсений Уральский (А.В. Швецов)

Древних начетчиков называли «автодидактами», что по-гречески означает «самоучки».
Начетчиками, были все известные богословы и книжники древней Русской Церкви. Тогда не существовало особых училищ для подготовки духовенства, поэтому богословские и исторические знания можно было почерпнуть самостоятельно из книг. Большие библиотеки существовали в монастырях, поэтому большинство русских начетчиков было иноками. Люди специально уходили в монастыри, чтобы получить образование и приобщиться к «премудрости книжной».

Политехнический музей, где проходили собеседования старообрядцев.

Политехнический музей, где проходили собеседования старообрядцев.
Титул книги «Беседы старообрядцев...», М., Рябушинского, 1910 г.

Титул книги «Беседы старообрядцев...», М., Рябушинского, 1910 г.
Среди известнейших начетчиков Древней Руси назовем святителя Геннадия, архиепископа Новгородского. Его трудами была собрана и отредактирована первая полная Библия на славянском языке. Другим знаменитым начетчиком был преподобный Иосиф Волоцкий (умер в 1515 году), написавший «Книгу на новгородских еретиков».
Почитателем писательского таланта св. Иосифа был другой выдающийся начетчик - святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (1482-1563). В течение двадцати лет св. Макарий собирал Великие Четьи Минеи (жития святых).

В XVII веке начетчиками можно назвать многих русских церковных деятелей, например, протопопов Иоанна Неронова, Никиту Добрынина, Аввакума, диакона Федора. Святой Аввакум обладал удивительной памятью. В своих сочинениях он мог страницами и без ошибок цитировать Священное Писание и богословские книги.

После церковной трагедии XVII века древнее начетничество сохранилось только у старообрядцев. Не имея возможности создавать свои школы для подготовки богословов и апологетов, староверы вынуждены были ограничиваться самообразованием.
Из простого народа вышли талантливые защитники истинного православия, получившие знания из книг. Они успешно противостояли лжи и клевете миссионеров господствующей церкви, проповедников-никониан.
Лучших начетчиков церковный народ любил, проявлял к ним большое уважение.

Съезд старообрядческих начетчиков в Нижнем Новгороде. 1907 год.

Съезд старообрядческих начетчиков в Нижнем Новгороде. 1907 год.
Беседа В.Т. Зеленкова с В.А. Агановым в деревне Селезневой Рязанского уезда. 1905 год.

Беседа В.Т. Зеленкова с В.А. Агановым в деревне Селезневой Рязанского уезда. 1905 год.
К беседам (диспутам) начетчиков с миссионерами господствующей церкви или между собой в старообрядчестве всегда проявлялся повышенный интерес. Послушать рассуждения о сущности и свойствах истинной Церкви, о церковной иерархии, о приходе антихриста, о других важных предметах веры обычно собирался народ со всех окрестных мест. Начетчики съезжались на собеседования, привозя с собой на подводах целые горы тяжелых старинных книг. Конечно, они помнили наизусть, что именно и каким святым отцом или Собором установлено, но говорить по памяти, не раскрыв книгу, считалось невежливым и неуважительным по отношению к другим участникам прения и слушателям. Даже слепой начетчик А. Коновалов, который по необходимости должен был держать в голове целую «библиотеку», следовал этому этикету. Он приводил с собой на беседы ученика, к которому по мере необходимости обращался: раскрой такую-то книгу на таком-то листе и читай такое-то место.


Среди знаменитых начетчиков старообрядческой Церкви необходимо назвать Иллариона Кабанова (Ксеноса, 1819-1882), митрополита Белокриницкого Иннокентия (Усова, 1870-1942), епископа Уральского Арсения (Швецова, 1840-1908), Федора Мельникова (1874-1960).

Безусловно, самым известным старообрядческим начетчиком был и остается Ф. Мельников. С юных лет он принимал участие в религиозных спорах с противниками старообрядческой Церкви и всегда выходил победителем. После того, как власть в 1917 году в России захватили коммунисты, Мельников стал выступать с лекциями против коммунизма и безбожия. За это он был заочно приговорен к расстрелу и был вынужден скрываться в сибирской тайге, а затем тайно бежать в Румынию.
Перу Мельникова принадлежит множество интересных книг в защиту старообрядчества, в том числе «Краткая история Древлеправославной (Старообрядческой) Церкви». Эту книгу полезно прочитать каждому христианину, желающему больше знать о своей Святой Церкви.


Большой интерес для старообрядцев представляет запись бесед Ф. Мельникова и Д. Варакина с беспоповским начетчиком Л. Пичугиным. Беседы продолжались 4 дня и проходили в мае 1909 года в центре Москвы, в зале Политехнического музея.

Газеты того времени с восторгом писали, что глубокие познания старообрядческих начетчиков в церковной истории и канонах, их полемическое искусство поразили москвичей и вызвали небывалый всплеск интереса к старообрядческому богословию.

В советские времена слово «начетчик» приобрело негативную окраску. Так называли человека твердолобого, негибкого, излишне догматичного.
В современной России уже практически нет начетчиков. Большинство христиан, выступающих в защиту старообрядческой Церкви, имеют высшее образование, а потому с формальной точки зрения не могут считаться начетчиками-самоучками в строгом смысле этого слова.


НАЧЕТЧИКИ ИЗБЕГАЛИ СЛОВА «БОГОСЛОВ», УСМАТРИВАЯ ЗА НИМ ГОРДОЕ СТРЕМЛЕНИЕ СТАТЬ В ОДИН РЯД С ВЕЛИКИМИ УЧИТЕЛЯМИ ЦЕРКВИ.

Источник:

Старообрядчество.
Иллюстрированная энциклопедия.

Издание второе, исправленное и дополненное.
Подготовлено отделом просвещения и катехизации Тверской Старообрядческой общины храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве

Координатор проекта - иерей Алексей Лопатин.
Главный редактор - кандидат филологических наук В.В. Боченков.
Авторы текстов: иерей Александр Панкратов, И.Г. Будкина, В.В. Волков, С.Г. Вургафт, Д.А. Урушев, И.А. Ушаков, Г.В. Чистяков, Д.С. Юров

Иллюстрации - Духовный Православный Старообрядческий Центр «Панагия»
Художник И.А. Болотина
Выпускающий редактор Е.Г. Ермоленко
Корректор - Н.П. Серебрякова

© Русская Православная
Старообрядческая Церковь, 2005
© Тверская Старообрядческая община храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве, 2005
© ДПСЦ «Панагия», 2005


Отпечатано в филиале ОАО "ТОТ" Ржевская типография.
172390, Тверская обл., г. Ржев, ул. Урицкого, 91.
Телефон - (48232) 2-36-56.
Подписано в печать 17. 08. 2011 г.
Формат 60/90, 1/8.
Печать офсетная. Объем 21 п. л.
Заказ N° 1433. Тираж 3000 экз.

Страницы 110 - 113.

Клинцы. Ремонт серверов, компьютеров, мониторов, планшетов. смартфонов, телефонов.


Гостевая книга портала


Санаторий "Вьюнки"

Санаторий "Затишье"

Краеведческий музей

Памятники города Клинцы

Старый Парк имени Воровского

Расписание автовокзала

Расписание поездов

Интеллектуальная поисковая система Nigma.ru


КАРТА Клинцовского района

Автомобильная карта Клинцовского района

КАРТА города Клинцы

Генеральный план г. Клинцы

Черниговская губерния 1821 год

Карта Клинцов и Клинцовского района середина 19 века


О самом авторе. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Предисловие Ф. Козлова к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Предисловие самого автора к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава первая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава вторая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава вторая. Период третий. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава третья. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава четвертая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава пятая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава шестая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Приложение. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Список литературы. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев



Нужен ли Клинцовскому порталу чат и форум?
результаты
только Клинцовский чат
только Клинцовский форум
Клинцовский чат и Клинцовский форум
ничего



Село Клинцы Кировоградская область, основано и названо клинчанами из слободы Клинцы Суражского уезда



Храм Георгия Победоносца села Елионка



Клинцовский велоклуб "Шторм"


 

 

© 2009-2014 Клинцовский портал "klintsy-portal.ru"
При перепечатке и использовании материалов их в любой форме, ссылка на "klintsy-portal.ru" обязательна.
Права на все работы, принадлежат их авторам.
По всем вопросам обращайтесь на admin@klintsy-portal.ru

Яндекс.Метрика