Главная  Клинцы  Фото города Клинцы  Клинцовский район  Населенные пункты  Культура  Поэты 
 Художники  Учебные и медицинские  Учреждения, предприятия  Краеведение  Старообрядчество 
 Русские старообрядцы на Дунае.  История города Клинцы и Клинцовского района.. 
 Генеалогия. Архивы.   Памятники. Мемориалы.   Достопримечательности 

 История Старообрядческой церкви. Краткий очерк.
 “Двенадцать статей” царевны Софьи
 Епифановщина
 Преображенско-Введенский старообрядческий храм
 Троицкая церковь
 Вознесенская церковь
 КЛИНЦОВСКИЕ ТИПОГРАФИИ
 Типография Почаев
 Николо - Пустынский монастырь, город Клинцы
 Клинцы, типография Железняковых и Рукавишникова.
 Клинцы, типография Карташевых.
 Старопечатная книга "Новый Завет и Псалтырь"
 Происхождение и социальный состав миграционных потоков русских староверов на территорию Стародубья в XVIII веке
 Шапошников, Аркадий (Андрей Родионович)
 Предисловие к книге "Старообрядчество"
 Аввакум Петров
 Иноки Алимпий, Геронтий и Павел.
 Амвросий, Митрополит Белокриницкий
 Анна Кашинская
 Белокриницкая иерархия.
 Богослужение.
 Боярыня Морозова.
 Брадобритие.
 Гонения.
 Духовные центры старообрядчества.
 Духовное образование.
 Иконописание.
 Кадило и кацея.
 Крестное знамение и благословение.
 Крест нательный.
 Купцы и предприниматели.
 Лестовка.
 Литература старообрядческая
 Меднолитые иконы и кресты.
 Начал.
 Начетчики.
 Одежда старообрядца.
 Павел Коломенский и Каширский.
 Пение старообрядческое.
 Подручник.
 Раскол Русской Церкви.
 Русская Православная Старообрядческая Церковь.
 Соборы Церкви.
 Соловецкий монастырь.
 Старообрядческие святые.
 Старообрядческое книгопечатание.
 Стоглавый Собор.
 "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Предисловие к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Предисловие самого автора к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава первая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава вторая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава вторая. Период третий. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава третья. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава четвертая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава пятая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава шестая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Приложение. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Список литературы. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев


31.12.2017 | Особенности менталитета купца-старообрядца.
Особенности менталитета купца-старообрядца Галимова Лилия Надиповна — автор! 22-31 минута УДК 39...
31.12.2017 | Россия должна вернуть себе русские земли
Уже давно среди здравомыслящих украинцев стало понятно, что без Крыма Украина США не нужна. Но у Укр...
31.12.2017 | Богдан Хмельницкий, стародубско-волынский Корецкий.
Пожалуй, о Хмельницком написано больше книг и статей, чем обо всех остальных гетманах вместе взятых,...
31.12.2017 | «Работа царю» Газского митрополита Паисия Лигарида
Скрипкина Елена Владимировна ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ...
31.12.2017 | К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЯЗЫКА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЧИНЕНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ
С.Ю. Нагорная Белгородский государственный ниверситет Язык старообрядцев рассматривается к...
31.12.2017 | нужен донор, группа крови третья отрицательная, тел. ‎8 950 195 09 42.
[08.06.2018 19:52] Марьюшка Отряскина: ищут донора ребёнку.Умирает 10- месячный ребёнок, у него опух...
31.12.2017 | БЫЛ СОЖЖЕН ДОМ по адресу г. Клинцы ул. Октябрьская 155.
ВНИМАНИЕ!!! ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ 200 000 рублей. В ночь с 8 апреля 2018 года на 9апреля 2018 года с 3 ...
31.12.2017 | Хмельницкий,Корецкий...
Пожалуй, о Хмельницком написано больше книг и статей, чем обо всех остальных гетманах вместе взятых,...
31.12.2017 | Правда ли то, что государство русским создали шведы раньше, чем себе?
Человечество существует миллионы лет. Государство и право - более молодые явления. Их возраст состав...
31.12.2017 | Настоятель Петропавловского собора г. Клинцы протоиерей А. Петровский регулярно совершал моления о германской армии в соответствующие даты: годовщину прихода нацистской партии к власти, начало войны нацистской Германии с СCCР, день рождения Гитлера.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА БРЯНЩИНЕ В ПЕРИОД НАЦИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ ( АВГУСТ 1941 Г . — СЕНТЯБРЬ 1943 Г ....

Старообрядческое пение.

Пение.


Когда говорят о старообрядческом пении, часто сужают его границы, говоря лишь о пении знаменном. В действительности старообрядческое пение - гораздо более широкое понятие. В старообрядческом храме можно услышать и простое речитативное пение, и пение «на глас» в соответствии с древним принципом осмогласия, и, конечно, пение знаменное, которое также следует осмогласию, но расширяет, украшает его и даже выходит за его пределы.


Знаменным пение называется потому, что записывались песнопения специальными знаками: знаменами, или крюками (поэтому знаменное пение иногда ещё называют крюковым). Как само пение, воспринятое при крещении Руси, так и знамена, служащие для его обозначения, достались нам в наследство от древней греческой, византийской, церкви. К настоящему времени и древнее пение, и знамена, хотя и несколько изменились по отношению к византийским, все же сохранились в живой старообрядческой традиции лучше, чем у самих греков.


Почему так случилось? Потому, что и в годы духовной разрухи XVII века, и в годы последующих гонений старообрядцы старались сохранять не только букву, но и весь образ, всю совокупность древнего церковного богослужения.
Главной особенностью знаменного пения (как, впрочем, и любого старообрядческого) является его унисонность, или единогласие. Все певцы одновременно поют звук одной и той же высоты. Единство певцов передается молящимся; единство в пении образно свидетельствует о единомыслии верных, уцеломудривает мятущийся ум, помогает ощутить себя частью единого тела Христова - Церкви. Знаменному пению чужда чувственная манера исполнения; голоса певцов должны звучать без аффектации, естественно и без напряжения. Всё это ведет к созданию созерцательного, свободного от эмоций и страстей молитвенного настроя.

И хотя церковные реформаторы XVII века не отменяли и не запрещали знаменного пения, тем не менее оно уже не сочеталось с новым духом, который захватил русскую церковь. Древнерусское строгое и спокойное пение по своему эстетическому содержанию было чуждо западной культуре, которая открыто пришла на Русь, духовно ослабленную церковным расколом.
Реформированная Никоном и его сторонниками церковь стала опираться на инославные обычаи. В ней итальянское партесное пение и связанная с ним светская нотная грамота стали решительно вытеснять как знаменное пение, так и сами знамена.

В прежние времена в храмах пели только мужчины. В нынешнее время великого оскудения мужских голосов, как правило, не хватает и нередки смешанные хоры. Высота звука у певцов при этом может отличаться лишь на октаву. При возможности смешения хоров стараются избегать: мужчины поют на одном клиросе, женщины — на другом.

Пение Пасхального канона. Рогожское. 1980-е года.

Пение Пасхального канона. Рогожское. 1980-е года.
Пластинка с записью Морозовского хора п/у П.В. Цветкова. Записано обществом «Бека—Гранд—Пластинка». Германия. Начало XX века.

Пластинка с записью Морозовского хора п/у П.В. Цветкова. Записано обществом «Бека—Гранд—Пластинка». Германия. Начало XX века.
Пластинка с записью Морозовского хора п/у П.В. Цветкова. Записано обществом «Бека—Гранд—Пластинка». Германия. Начало XX века.

Пластинка с записью Морозовского хора п/у П.В. Цветкова. Записано обществом «Бека—Гранд—Пластинка». Германия. Начало XX века.

К началу XVIII века господствующая церковь в основном перешла на пятилинейную нотацию, что существенно облегчило дальнейшее проникновение новых мелодий. В конце концов в господствующей церкви от знаменного пения сохранилось очень немного. Зато появилось большое количество произведений, подражающих светской западноевропейской музыке.
Нестарообрядческая часть русского народа лишилась важной составляющей своей культуры и большинство русских никогда не слышали настоящего знаменного пения.

Только в XIX веке среди новообрядцев появились исследователи и знатоки знаменного пения (Д. В. Разумовский, С. В. Смоленский, В. М. Металлов).
Старообрядцами древнее пение бережно сохранялось на протяжении веков гонений. И как только стало возможно, хранители древних традиций поспешили возвестить миру о сохраненном искусстве. В начале прошлого века Певческие книги, ранее переписываемые, стали издаваться печатно.



Осмогласие - система организации русского церковного пения, единство текстов и напевов, упорядоченных в соответствии с восемью мелодическими закономерностями, или гласами. Каждые семь дней недели (с воскресения по субботу) в церковной службе преобладают тексты и напевы, соответствующие определенному гласу.

Первый глас начинается в Неделю Фомину (первое воскресение после Пасхи), в следующее воскресение начинается глас второй и т. д.

Однако при этом глас некоторых песнопений, исполняемых на службе, может отличаться от текущего гласа. Мелодии гласов, хотя восходят ко времени преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) и претерпели некоторые изменения за более чем тысячелетнюю историю, сохранили свое духовное содержание и музыкальный рисунок
.

Программка выступления Морозовского хора п/у П.В. Цветкова. Начало XX века.

Программка выступления Морозовского хора п/у П.В. Цветкова. Начало XX века.
Программка выступления Морозовского хора п/у П.В. Цветкова. Начало XX века.

Программка выступления Морозовского хора п/у П.В. Цветкова. Начало XX века.
Программка выступления Морозовского хора п/у П.В. Цветкова. Начало XX века.

Программка выступления Морозовского хора п/у П.В. Цветкова. Начало XX века.

Стали выходить азбуки знаменного пения, руководства для его изучения. В этом деле особо потрудились И. А. Фортов, М. Д. Озорнов и Л. Ф. Калашников, певческие издания которого в настоящее время многократно переиздаются и являются наиболее употребительными в Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Особенная заслуга в деле ознакомления русского общества с древней певческой традицией принадлежит хору старообрядческой церкви святителя Николы на фабрике Богородско-Глуховской мануфактуры. По имени церковного благодетеля и владельца мануфактуры Арсения Ивановича Морозова этот хор известен как Морозовский. Под руководством П. В. Цветкова хор провел ряд публичных выступлений, явившихся неожиданностью для публики того времени. Эти выступления сопровождались лекциями П. В. Цветкова о знаменном пении. Пение Морозовского хора было записано на граммофонные пластинки.


Последствия октябрьского переворота 1917 года тяжело отразились как на церковной жизни вообще, так и на певческом искусстве в частности. Но и при безбожной власти старообрядческое пение не смолкло. В деле его сохранения и популяризации в эти годы велика заслуга Я. А. Богатенко (1875 - 1941) - руководителя церковного хора Братства Честнаго и Животворящего Креста, преподавателя пения в Московском старообрядческом учительском институте, который был также известным иконописцем. В послевоенные годы особую известность получил хор храма Покрова Пресвятыя Богородицы села Стрельникова Костромской области. Начало ему положил епископ Геронтий (Лакомкин; 1872 - 1951), ныне прославленный во святых. Стрельниковский хор донес высокую культуру исполнения до современного поколения.



Ныне время возрождения старообрядческого певческого искусства. Священноначалие Русской Православной Старообрядческой Церкви следит за состоянием церковного пения в приходах. Во многих старообрядческих общинах поют замечательные певцы. Особенно известны хоры Нижегородской и Новосибирской общин. Новосибирский хор продолжает традиции Морозовского хора, выступая с концертами и свидетельствуя о православном певческом искусстве в среде нестарообрядцев не только в России, но и за рубежом. В Москве в Неделю св. Жен-мироносиц регулярно стали проводиться вечера духовных песнопений, а с 2005 года в Неделю всех святых проводятся Дни древнерусского православного церковного пения.

руководитель хора любителей при Братстве Я.А. Богатенко, председатель Братства М.И. Бриллиантов, преподаватель крюкового пения студент Московского университета Л.В. Быстров и издатель книг знаменного распева Л.Ф.Калашников. Стоят курсанты, сдавшие экзамен

руководитель хора любителей при Братстве Я.А. Богатенко, председатель Братства М.И. Бриллиантов, преподаватель крюкового пения студент Московского университета Л.В. Быстров и издатель книг знаменного распева Л.Ф.Калашников. Стоят курсанты, сдавшие экзамен
Брошюра, излагающая правила поведения певцов в старообрядческом хоре. Москва. 1912 год.

Брошюра, излагающая правила поведения певцов в старообрядческом хоре. Москва. 1912 год.
Хор братства Я.А. Богатенкова. Справа от окна Я.А. Богатенков, М.И. Бриллиантов, Л.Ф. Калашников, Быстров, Д.М. Бриллиантов,Г.Д. Туманов, Серебрянников, А.Е. Самошин

Хор братства Я.А. Богатенкова. Справа от окна Я.А. Богатенков, М.И. Бриллиантов, Л.Ф. Калашников, Быстров, Д.М. Бриллиантов,Г.Д. Туманов, Серебрянников, А.Е. Самошин
Изучение знаменного пения является обязатель-ным в Духовном училище при старообрядческой московской митрополии. Хор Духовного училища недавно записал компакт-диск знаменного распева.
Но знаменный роспев, хотя и является одной из наиболее характерных старообрядческих богослужебных традиций, тем не менее не является единственным видом духовного пения.


Хор Замоскворецкой общины. Москва. 1923год. Среди хора настоятель храма отец Михаил (Волков), диакон Семен Кондратьевич и руководитель хора Я.А. Богатенков.

Хор Замоскворецкой общины. Москва. 1923год. Среди хора настоятель храма отец Михаил (Волков), диакон Семен Кондратьевич и руководитель хора Я.А. Богатенков.
«Обедница». Рукопись. Гуспица. XIX век.

«Обедница». Рукопись. Гуспица. XIX век.

Рассказывая о знаменном пении, нельзя обойти вниманием сами знамена, или крюки, - знаки для записи напева. Их названия очень поэтичны: голубчик борзый, змейца, два в челну, стрела мрачная, стрела громосветлая... Каждому слогу текста соответствует одно или несколько знамен (крюков); каждое знамя обозначает от одного до девяти звуков - их последовательность, относительную высоту и длительность. Слева от знамени стоят красные «пометы», обозначающие высоту самого высокого звука в знамени. Но не все так просто. В зависимости от гласа некоторые знамена поются по-разному; кроме того, они то и дело образуют устойчивые сочетания (т. н. «полевки»), имеющие свой собственный распев, также изменяющийся в зависимости от гласа. Некоторые сочетания знамен (они называются «фиты», от знамени, напоминающего букву «фита») хотя и поются одинаково независимо от гласа, но зато распеваются в несколько десятков звуков.

Лествица (Горка). Для первых шагов при изучении знаменного пения.

Лествица (Горка). Для первых шагов при изучении знаменного пения.
Лествица (Горка). Для первых шагов при изучении знаменного пения.

Лествица (Горка). Для первых шагов при изучении знаменного пения.
Лествица (Горка). Для первых шагов при изучении знаменного пения.

Лествица (Горка). Для первых шагов при изучении знаменного пения.

Некоторые молитвы поют речитативом, поскору. Для определенных молитв уставом предусмотрено пение «на глас», а некоторые поются по образцу определенных песнопений текущего гласана подобен»). Отдельные молитвословия не имеют знаменной записи, и их поют по мелодиям, которые передаются на слух из поколения в поколениепо напевке»). Напевки могут быть не одинаковыми в разных старообрядческих общинах. Иногда напевку используют даже для тех молитв, для которых знаменная запись имеется. Как правило, длительность исполнения молитвы по напевке гораздо меньше, чем по знамени.
Напевки составляют особый пласт старообрядческой певческой культуры.


Демественное пение можно услышать в старообрядческих храмах значительно реже, чем знаменное. Все вышесказанное об особенностях знаменного пения можно отнести и к демественному. Оно в целом имеет несколько иной ритм, иную эмоциональную окраску, в целом более напряженно, торжественно.
Одни и те же молитвословия могут быть изложены как в знаменном, так и в демественном варианте. Какой из них выбрать - решает настоятель храма или уставщик.
Демественное пение имеет свою письменность для записи напева, впрочем внешне весьма похожую на знаменную.
Но старообрядческое пение - это не только пение богослужебное. Благочестивые православные христиане не считают для себя позволительным петь светские, мирские песни, содержание которых, как правило, далеко не благочестиво, а порой и прямо кощунственно.


Женский клирос. 2000-е года.

Женский клирос. 2000-е года.
Сводный хор Подмосковного благочиния п/у протоиерея Леонтия Пименова. 2009 год

Сводный хор Подмосковного благочиния п/у протоиерея Леонтия Пименова. 2009 год

Но жизнь без песни не соответствует духу русского человека. Поэтому издавна в народной среде рождались благочестивые духовные песни. Иногда использовались стихотворения светских поэтов. Они обретали напев (который часто записывался крюками) и с благодарностью принимались православными христианами. Под названием духовных стихов они до сих пор бытуют среди старообрядцев.
Среди духовных стихов есть весьма древние, а есть и созданные нашими современниками. Редкая праздничная трапеза обходится без пения духовных стихов. Старообрядческие хоры, выступающие для внешней аудитории, охотно включают их в свой репертуар.

Источник:

Старообрядчество.
Иллюстрированная энциклопедия.

Издание второе, исправленное и дополненное.
Подготовлено отделом просвещения и катехизации Тверской Старообрядческой общины храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве

Координатор проекта - иерей Алексей Лопатин.
Главный редактор - кандидат филологических наук В.В. Боченков.
Авторы текстов: иерей Александр Панкратов, И.Г. Будкина, В.В. Волков, С.Г. Вургафт, Д.А. Урушев, И.А. Ушаков, Г.В. Чистяков, Д.С. Юров

Иллюстрации - Духовный Православный Старообрядческий Центр «Панагия»
Художник И.А. Болотина
Выпускающий редактор Е.Г. Ермоленко
Корректор - Н.П. Серебрякова

© Русская Православная
Старообрядческая Церковь, 2005
© Тверская Старообрядческая община храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве, 2005
© ДПСЦ «Панагия», 2005


Отпечатано в филиале ОАО "ТОТ" Ржевская типография.
172390, Тверская обл., г. Ржев, ул. Урицкого, 91.
Телефон - (48232) 2-36-56.
Подписано в печать 17. 08. 2011 г.
Формат 60/90, 1/8.
Печать офсетная. Объем 21 п. л.
Заказ N° 1433. Тираж 3000 экз.

Страницы 122 - 129.

Клинцы. Ремонт серверов, компьютеров, мониторов, планшетов. смартфонов, телефонов.


Гостевая книга портала


Санаторий "Вьюнки"

Санаторий "Затишье"

Краеведческий музей

Памятники города Клинцы

Старый Парк имени Воровского

Расписание автовокзала

Расписание поездов



КАРТА Клинцовского района

Автомобильная карта Клинцовского района

КАРТА города Клинцы

Генеральный план г. Клинцы

Черниговская губерния 1821 год

Карта Клинцов и Клинцовского района середина 19 века


О самом авторе. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Предисловие Ф. Козлова к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Предисловие самого автора к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава первая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава вторая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава вторая. Период третий. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава третья. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава четвертая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава пятая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава шестая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Приложение. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Список литературы. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев



Нужен ли Клинцовскому порталу чат и форум?
результаты
только Клинцовский чат
только Клинцовский форум
Клинцовский чат и Клинцовский форум
ничего



Село Клинцы Кировоградская область, основано и названо клинчанами из слободы Клинцы Суражского уезда



Храм Георгия Победоносца села Елионка



Клинцовский велоклуб "Шторм"


 

 

© 2009-2014 Клинцовский портал "klintsy-portal.ru"
При перепечатке и использовании материалов их в любой форме, ссылка на "klintsy-portal.ru" обязательна.
Права на все работы, принадлежат их авторам.
По всем вопросам обращайтесь на admin@klintsy-portal.ru

Яндекс.Метрика