Главная  Клинцы  Фото города Клинцы  Клинцовский район  Населенные пункты  Культура  Поэты 
 Художники  Учебные и медицинские  Учреждения, предприятия  Краеведение  Старообрядчество 
 Русские старообрядцы на Дунае.  История города Клинцы и Клинцовского района.. 
 Генеалогия. Архивы.   Памятники. Мемориалы.   Достопримечательности 

 История Старообрядческой церкви. Краткий очерк.
 “Двенадцать статей” царевны Софьи
 Епифановщина
 Преображенско-Введенский старообрядческий храм
 Троицкая церковь
 Вознесенская церковь
 КЛИНЦОВСКИЕ ТИПОГРАФИИ
 Типография Почаев
 Николо - Пустынский монастырь, город Клинцы
 Клинцы, типография Железняковых и Рукавишникова.
 Клинцы, типография Карташевых.
 Старопечатная книга "Новый Завет и Псалтырь"
 Происхождение и социальный состав миграционных потоков русских староверов на территорию Стародубья в XVIII веке
 Шапошников, Аркадий (Андрей Родионович)
 Предисловие к книге "Старообрядчество"
 Аввакум Петров
 Иноки Алимпий, Геронтий и Павел.
 Амвросий, Митрополит Белокриницкий
 Анна Кашинская
 Белокриницкая иерархия.
 Богослужение.
 Боярыня Морозова.
 Брадобритие.
 Гонения.
 Духовные центры старообрядчества.
 Духовное образование.
 Иконописание.
 Кадило и кацея.
 Крестное знамение и благословение.
 Крест нательный.
 Купцы и предприниматели.
 Лестовка.
 Литература старообрядческая
 Меднолитые иконы и кресты.
 Начал.
 Начетчики.
 Одежда старообрядца.
 Павел Коломенский и Каширский.
 Пение старообрядческое.
 Подручник.
 Раскол Русской Церкви.
 Русская Православная Старообрядческая Церковь.
 Соборы Церкви.
 Соловецкий монастырь.
 Старообрядческие святые.
 Старообрядческое книгопечатание.
 Стоглавый Собор.
 "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Предисловие к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Предисловие самого автора к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава первая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава вторая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава вторая. Период третий. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава третья. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава четвертая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава пятая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Глава шестая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Приложение. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев
 Список литературы. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев


29.11.2017 | 1917 год. Власть рабочих и крестьян?
«Я не против колхоза, но не в моей деревне» - народная поговорка. Как мы помним из учебников, 25 ...
29.11.2017 | Что русские помещики могли делать с крепостными.
О том, насколько де-юре защищены были крепостные крестьяне, говорит Соборное Уложение от 1649 го...
24.11.2017 | Ученые выяснили, как возник жест "апостольского благословения".
Знаменитый католический жест благословения – осенение верующих крестным знамением, исполняемым ...
24.11.2017 | Ученые: носители русского языка жестикулируют уникальным образом.
Ученые из Московского государственного лингвистического университета выяснили, что все русскоязычные...
23.11.2017 | Выборы и избирательное право в истории России.
Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существ...
23.11.2017 | Клинцы. "Доктор Живаго" Пастернак.
23 ноября исполняется 60 лет с момента первой публикации выдающегося романа Бориса Пастернака «Докто...
17.11.2017 | 17 ноября 1919 г. Реввоенсовет РСФСР принял постановление о создании Первой Конной армии под командованием Семёна Будённого.
Армия была создана на базе 1-го Конного корпуса, командиром которого являлся Буденный. В состав ...
16.11.2017 | Господин городовой. Русский полицейский начала ХХ века.
Автор: Леонид Страхов, аспирант Воронежского государственного университета Начало ХХ века принесл...
15.11.2017 | Александра Коллонтай. Революция как «стакан воды».
Среди русских революционерок немало ярких личностей, Александра Михайловна Коллонтай – одна из н...
15.11.2017 | Александр Шляпников. Пролетарий в революционном водовороте.
Александр Гаврилович Шляпников – пролетарий и профессиональный революционер-большевик. С репре...

Старообрядческое книгопечатание.

Старообрядческое книгопечатание.


Важнейшей причиной церковного раскола стала начатая в 1652 году патриархом Никоном «книжная справа» - замена древних святых богослужебных книг русской Православной Церкви на «исправленные», то есть искаженные, написанные заново.
Старообрядцы ни за что не хотели отказаться от своих древних книг и стремились возобновить их издание. Часовник и Псалтырь, самые необходимые для повседневной жизни, были тайно напечатаны в 1701 -м, 1705-м, в 1730-е и 1760-е годы в типографии Братства Богоявления в Могилеве-на-Днепре. Такие же Часовник и Псалтырь в 1717 году были напечатаны в Чернигове в типографии Троице-Ильинского монастыря. Тиражи этих книг незаметно для властей разошлись по всей России.


Но из-за усиления надзора и умножения гонений старообрядческое книгопечатание прерывается, а возобновляется лишь в середине 60-х годов XVIII века и приобретает широкие масштабы: наименования изданий, выпускаемых каждой типографией, исчисляются десятками, а тиражи - сотнями и тысячами. Так увидели свет десятки изданий Псалтырей и Часословов, Канонников и Прологов, Часовников, Шестодневов, Миней и других церковных книг.
Большинство старообрядческих типографий часто закрывались властями, типографское оборудование изымалось, издателей судили и штрафовали. В 1822 году была закрыта одна из последних старообрядческих типографий в Майдане-Почапинецком.

Журнал Церковь, 1913 год.

Журнал Церковь, 1913 год.
Журнал Церковь, 1913 год.

Журнал Церковь, 1913 год.
Книга «Историко-каноническое обозрение». В. Механиков. Гектограф. Конец XIX века.

Книга «Историко-каноническое обозрение». В. Механиков. Гектограф. Конец XIX века.

Новый подъем старообрядческого книгопечатания стал возможен только в 60-е годы XIX века. Сеть тайных старообрядческих типографий покрывает Москву и ее окрестности. Издатели - сельские крестьяне и городские мещане держали микротипографии с одним-двумя печатными станками в хорошо замаскированных подпольях, и полиции удавалось обнаружить их только по доносу. Быстро сформировалась и сеть распространителей: переплетчики брали книги не только в работу, но и значительные их партии на реализацию. Заявки шли со всей страны.

Книга «Чин крещения». Типография Рогожского старообрядческого кладбища, Москва.

Книга «Чин крещения». Типография Рогожского старообрядческого кладбища, Москва.
Книга «Устав церковный» Уральской старообрядческой книгопечатни.

Книга «Устав церковный» Уральской старообрядческой книгопечатни.
Книга «Труды блаженного Симеона». Типография Рябушинского.

Книга «Труды блаженного Симеона». Типография Рябушинского.

Инициаторами и организаторами книгоиздательства этого периода стали архиепископ Московский Антоний (Шутов) и его секретарь Анисим Швецов (в будущем - епископ Арсений Уральский).
Налаживалось книгопечатание за пределами России, в городах Львове и Коломне (Австро-Венгрия, ныне Украина). Роль непосредственного руководителя работ выполнял инок Никола (Чернышов), скрывавшийся под псевдонимом Нафанаил.
В 1875 году в старообрядческом Никольском монастыре в Мануиловке была создана одна из самых известных зарубежных старообрядческих типографий. Организатором ее был священноинок Арсений. Он сам доставлял отпечатанные книги в Россию и занимался их распространением, в частности на Макарьевской ярмарке.


Для нужд старообрядцев печатали книги также типографии в Тульче и Черновцах.
Но и в России возникали типографии - крестьяна Ивана Балакина (1870-е годы, деревня Гусево Московской губернии), Ефима Пискунова (1850 - 1870-е годы, деревня Андреево Бронницкого уезда Московской губернии) и другие. Эти типографии располагались в жилых домах владельцев, имели по одному печатному станку, переплетное оборудование и печатали мелкими тиражами небольшие книги, такие как Устав о христианском житии, Азбука, Святцы, Псалтырь, Каноны разным святым.

Но книг по-прежнему не хватало. Старообрядцы стали применять для их тиражирования необыкновенный способ: готовили печатную форму с применением желатина и глицерина, затем бумагу с текстом, написанным анилиновыми красками, накладывали на застывшую желатинную массу. Текст отпечатывался на желатине, и с помощью валика получалось до сотни оттисков. Книги, изданные таким способом, называли гектографическими или просто гектографами (слово гекатон означает сто). Так увидели свет многие оригинальные произведения старообрядческой апологетики, полемики, исторические и канонические сочинения, даже певческие книги. Только одно старообрядческое Братство Честнаго и Животворящего Креста в Москве за 25 лет своего существования выпустило более 75 гектографов.


После объявления в России в 1905 году свободы вероисповедания производство гектографов почти прекратилось, а старообрядческие типографии стали открываться в Москве и Киеве, Нижнем Новгороде и Балахне, Старой Тушке и Саратове, многих других городах. При содействии и по инициативе епископа Уральского и Оренбургского Арсения в 1906 году в Уральске открылась типография, ставшая одним из самых крупных старообрядческих книгоиздательских предприятий. Она имела передовое оборудование, а в 1910 - 1911 годах там было шесть типографских паровых станков и около 70 сотрудников. Здесь изготавливались оригинальные изящные «уральские» шрифты.


С 1906 года старообрядцы начинают открыто издавать журналы «Старообрядец», «Старообрядцы» (с 1908 года), «Старообрядческая мысль» (1910 - 1917), «Старообрядческий пастырь» (1913 - 1914) и др. С 1908 года в Москве на средства П.П. Рябушинского выходит еженедельник «Церковь» (с 1914 г. - «Слово Церкви») с приложением «Друг земли».
В 1908 году в Киеве издательство «Знаменное пение» под руководством Лазаря Калашникова выпускает журнал «Церковное пение». В 1913 году издательство переехало в Москву и работало до 1918 года.
В 1910 году Братством Честного и Животворящего Креста было организовано издательство и книготорговое предприятие. Издательство ежегодно выпускало «Старообрядческий календарь» и по 20 тысяч экземпляров книг, среди них - «Поморские ответы», «Житие протопопа Аваакума», «Святоотеческий сборник», составленный епископом Пермским Антонием.

Календарь. 1915 год.

Календарь. 1915 год.
Газета "Слово правды".

Газета "Слово правды".
Старообрядческие периодические издания.

Старообрядческие периодические издания.

Однако период свободного книгоиздательства был недолгим. Большевики, захватив власть, закрыли все старообрядческие издательства и типографии. А многие печатники оказались в тюрьмах и лагерях.
Только в 1990-х годах старообрядцы получили возможность печатать богослужеб¬ную и учительную литературу. Сегодня существуют издательства «Лествица» в Барнауле, «Церковь» в Москве, в селе Верещагино Пермской области действует частная старообрядческая типография.

Источник:

Старообрядчество.
Иллюстрированная энциклопедия.

Издание второе, исправленное и дополненное.
Подготовлено отделом просвещения и катехизации Тверской Старообрядческой общины храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве

Координатор проекта - иерей Алексей Лопатин.
Главный редактор - кандидат филологических наук В.В. Боченков.
Авторы текстов: иерей Александр Панкратов, И.Г. Будкина, В.В. Волков, С.Г. Вургафт, Д.А. Урушев, И.А. Ушаков, Г.В. Чистяков, Д.С. Юров

Иллюстрации - Духовный Православный Старообрядческий Центр «Панагия»
Художник И.А. Болотина
Выпускающий редактор Е.Г. Ермоленко
Корректор - Н.П. Серебрякова

© Русская Православная
Старообрядческая Церковь, 2005
© Тверская Старообрядческая община храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве, 2005
© ДПСЦ «Панагия», 2005


Отпечатано в филиале ОАО "ТОТ" Ржевская типография.
172390, Тверская обл., г. Ржев, ул. Урицкого, 91.
Телефон - (48232) 2-36-56.
Подписано в печать 17. 08. 2011 г.
Формат 60/90, 1/8.
Печать офсетная. Объем 21 п. л.
Заказ N° 1433. Тираж 3000 экз.

Страницы 158 - 161.

Клинцы. Ремонт серверов, компьютеров, мониторов, планшетов. смартфонов, телефонов.


Гостевая книга портала


Санаторий "Вьюнки"

Санаторий "Затишье"

Краеведческий музей

Памятники города Клинцы

Старый Парк имени Воровского

Расписание автовокзала

Расписание поездов

Интеллектуальная поисковая система Nigma.ru


КАРТА Клинцовского района

Автомобильная карта Клинцовского района

КАРТА города Клинцы

Генеральный план г. Клинцы

Черниговская губерния 1821 год

Карта Клинцов и Клинцовского района середина 19 века


О самом авторе. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Предисловие Ф. Козлова к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Предисловие самого автора к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава первая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава вторая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава вторая. Период третий. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава третья. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава четвертая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава пятая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава шестая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Приложение. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Список литературы. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев



Нужен ли Клинцовскому порталу чат и форум?
результаты
только Клинцовский чат
только Клинцовский форум
Клинцовский чат и Клинцовский форум
ничего



Село Клинцы Кировоградская область, основано и названо клинчанами из слободы Клинцы Суражского уезда



Храм Георгия Победоносца села Елионка



Клинцовский велоклуб "Шторм"


 

 

© 2009-2014 Клинцовский портал "klintsy-portal.ru"
При перепечатке и использовании материалов их в любой форме, ссылка на "klintsy-portal.ru" обязательна.
Права на все работы, принадлежат их авторам.
По всем вопросам обращайтесь на admin@klintsy-portal.ru

Яндекс.Метрика