Главная  Клинцы  Фото города Клинцы  Клинцовский район  Населенные пункты  Культура  Поэты 
 Художники  Учебные и медицинские  Учреждения, предприятия  Краеведение  Старообрядчество 
 Русские старообрядцы на Дунае.  История города Клинцы и Клинцовского района.. 
 Генеалогия. Архивы.   Памятники. Мемориалы.   Достопримечательности 



17.11.2017 | 17 ноября 1919 г. Реввоенсовет РСФСР принял постановление о создании Первой Конной армии под командованием Семёна Будённого.
Армия была создана на базе 1-го Конного корпуса, командиром которого являлся Буденный. В состав ...
16.11.2017 | Господин городовой. Русский полицейский начала ХХ века.
Автор: Леонид Страхов, аспирант Воронежского государственного университета Начало ХХ века принесл...
15.11.2017 | Александра Коллонтай. Революция как «стакан воды».
Среди русских революционерок немало ярких личностей, Александра Михайловна Коллонтай – одна из н...
15.11.2017 | Александр Шляпников. Пролетарий в революционном водовороте.
Александр Гаврилович Шляпников – пролетарий и профессиональный революционер-большевик. С репре...
14.11.2017 | Из отступивших повстанческих отрядов выросла Таращанская бригада, а из этой бригады нынешняя 44 стрелковая Волынская дивизия.
Организация восстания против гетмана В первых числах февраля 1918 года власть в Звенигородском ...
14.11.2017 | Брянские заводы в 1880—1890 годах.
"Летопись Революции" № 4 1925 год. Журнал Комиссии по изучению Истории Октябрьской Революции и Комм...
14.11.2017 | 1917 год, старообрядчество. К вопросу о феномене старообрядчества.
Автор - Б.П. Кутузов. “По сведениям митрополита Андриана, к 1917 году староверы при числ...
14.11.2017 | Всероссийский церковный собор 1917-1918 гг. Как явление соборной практики Церкви.
Алексей Беглов Введение ПОМЕСТНЫЙ собор Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. б...
14.11.2017 | Бежица, 1917 год.
Учредительное собрание и сторонники коалиции. С первых же дней революции мы требовали немедленног...
14.11.2017 | Клинцы 1917 год.
В Исполнительный Комитет Совета Рабочих и Солдатских депутатов поступило заявление директора Клинцов...

Клинцы. Красота по-старообрядчески.
07.11.2014 | Клинцы. Красота по-старообрядчески.
Одним из находящихся в забвении, но, несомненно, уникальных явлений культурной жизни дореволюционных Клинцов является существовавшая почти на протяжении двух веков клинцовская школа иконописи
«И что были за во имя разные и Деисусы, и нерукотворенный Спас с омоченными власы, и преподобные, и мученики, и апостолы, а всего дивнее многоличные иконы одеяниями, каковые, например: Индикт, праздники, Страшный суд, Святцы, Соборы, Отечество, Шестоднев, Целебник, Седмица с предстоящими; Троица с Авраамлиим поклонением у дуба Мамврийского, и, одним словом, всего этого благолепия не изрещи, и таких икон нынче уже нигде не напишут, ни в Москве, ни в Петербурге, ни в Палихове; а о Греции и говорить нечего, так как там эта наука давно затеряна. Любили мы все эту свою святыню страстною любовью, и сообща пред нею святой елей теплили, и на артельный счет лошадь содержали и особую повозку, на которой везли это божие благословение в двух больших коробьях всюду, куда сами шли», — вкладывает в уста повествователя «Запечатленного ангела» великий русский писатель Николай Лесков.
Под понятием «школа» подразумевается не наличие учебных заведений, а совокупность художественных приемов и особенностей стиля, характерных для какого-то конкретного территориального региона. Самыми древними на Руси считались иконы киевской (по стилю иногда определяемой как примитивный монументализм) и владимирской школ. Наибольший расцвет русская храмовая живопись пережила в XIII — XVI веках в Новгороде Великом, Пскове и Москве. Великими именами той эпохи были Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
Клинцовские старообрядцы очень дорожили сформированным веками каноном иконописной традиции и, хотя его не обогатили, но сохранили. Историк и собиратель иконы Владимир Рябушинский в книге «Старообрядчество и русское религиозное чувство» пишет о том, что вся история соотношения Раскола и иконописи имела характер сбережения «неоскверненной» и «незамирщенной» западным светским подходом к священному изображению традиции.
«Дорог он нам потому, что нас хранил, а другого достать нельзя, потому что он писан в твердые времена благочестивою рукой и освящен древним иереем по полному требнику Петра Могилы, а ныне у нас ни иереев, ни того требника нет. Эта олифа крепка, как сама старая русская вера», — продолжает Лесков.
Замечательным изданием, содержащим ценные источники, касающиеся клинцовской иконы, стала вышедшая в 2011 году в Брянске книга кандидата исторических наук Марины Кочергиной «Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760-1920 гг.)». Мы уже писали об удостоившихся отдельной научной монографии клинцовских типографиях, печатавших для употребления (без преувеличения — по всему миру, так как они разъехались и в Германию, и в Аргентину) в старообрядческой среде новых книг. Намеревается после двухтомного труда, посвященного Ардони, написать о клинцовской иконе и иконописцах известный нашему читателю Ромуальд Перекрестов. Тем интереснее, опираясь на прямые архивные данные, внести свою лепту в разработку этой темы.
Клинцы наряду с местностью Ветка (ныне в Гомельском районе) долгое время оставались центром духовной культуры Раскола (изучая статистические данные, любопытно было узнать, что в 1899 году в Гомеле численность проживавших евреев составляла 25200 человек, христиан — православных и старообрядцев — 18000). Марина Кочергина пишет: «Расцвет иконописного промысла в Стародубье происходит в XIX веке. Однако первые иконописцы появляются здесь в 1716 году. Степан Иванов и Михаил Иванов сыновья Бобылевы пришли в слободу Ардонь из Юрьевского Повольского уезда Беретинской волости; остальные иконописцы пришли в слободу Клинцы из Польши в 1748-1761 году».
В начале XIX века движение Раскола переживало период некого спокойствия ввиду временного прекращения гонений. Легальное положение поселений и превращение их в посады и города способствует и иному мироощущению старообрядческого населения. Богатое посадское купечество, промышленники и предприниматели Клинцов, Новозыбкова становятся попечителями храмов, а значит — и заказчиками икон.
Собрание древних образцов или «прорисей», фиксирующих правила изображения того или иного святого, называется «подлинником». Именно у нас родилась и была сохранена уникальная компиляция (обобщение «изводов»), получившая в советском искусствоведении название клинцовского иконописного подлинника (на шмуцтитуле рукотворного тома есть владельческая надпись (потеряны имя и фамилия владельца), но значится, что он «Клинцовского посада мещанин»). Именно на этот документ, как наиболее сохранивший правила древних изображений, ссылались такие дореволюционные знатоки иконописи, как Федор Буслаев и Дмитрий Ровинский. «Он был составлен в XVIII веке, но стал широко известен в XIX веке, — пишет Марина Кочергина. — В настоящее время Клинцовский иконописный подлинник находится в собрании Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге».
Сама форма подлинника — не совсем обычная, это замечает и Марина Кочергина: «Подлинник содержит интересные сведения об истории иконописания в России, о выдающихся иконописцах. Самые возвышенные отзывы приводит автор об Андрее Рублеве». Здесь приводится список (иначе — копия — прим. авт.) жития этого святого художника, любопытно, что именно взятая отсюда редакция была взята в основу официального жития преподобного Андрея при прославлении его в чине российских святых на Соборе Русской православной церкви в 1988 году. Историк добавляет: «Подобных очень значимых и важных свидетельств в иконописной традиции Ветки не обнаружено».
Стиль клинцовских икон Марина Кочергина уподобляет лучшим ветковским образцам: «Характерным являлось наличие сложных многочастных композиций, соединение изводов, вкрапление реалий, передача элементов интерьера. Излюбленными мотивами были: узорчатая одежда святых, цветки роз, виноградная лоза».
Историки Золотого века русской литературы говорят о том, что несколько рассказов, составивших основу наследия Николая Лескова, были написаны великим писателем после его поездок именно по Стародубью. Прототипы участников событий, описанных в «Запечатленном ангеле», жили не где-либо, а в самом крупном посаде Стародубья — Клинцах. Однако о том, что замечательный литератор бывал в Клинцах, равно как и то, что у нас в гостях был и другой великий литератор, но на этот раз Англии, можно говорить только на уровне гипотез. Из недавно опубликованных в журнале «Иностранная литература» путевых записок английского писателя Льюиса Кэрролла известно, что и он в составе делегации профессоров Крайст-Черч колледжа также посещал некое место средоточия иконописного промысла.
«Я, нечего делать, начал и рассказал, как писано в Новегороде звездное небо, а потом стал излагать про киевское изображение в Софийском храме, где по сторонам бога Саваофа стоят седмь крылатых архистратигов, а на порогах сени пророки и праотцы; ниже ступенью Моисей со скрижалию; еще ниже Аарон в митре и с жезлом прозябшим; на других ступенях царь Давид в венце, Исайя-пророк с хартией, Иезекииль с затворенными вратами, Даниил с камнем, и вокруг сих предстоятелей, указующих путь на небо, изображены дарования, коими сего славного пути человек достигать может, как-то: книга с семью печатями — дар премудрости, седмисвещный подсвечник — дар разума; седмь очес — дар совета; седмь трубных рогов — дар крепости; десная рука посреди седми звезд — дар видения; седмь курильниц — дар благочестия; седмь молоний — дар страха божия», — приводим цитату из Лескова только с целью описать характерные черты иконы именно клинцовского письма.
Согласно официальному статистическому документу «Городские поселения в Российской империи», в 1865 году в посаде Клинцы было семь живописцев-мастеров, при них наемных рабочих — десять, из семейства хозяев учеников и рабочих — десять. На основе документов, хранящихся в Государственном архиве Брянской области, можно назвать несколько имен иконописцев, живших в том числе и в Клинцах во второй половине XVIII — начале XIX века: Василий и Иван Карташевы, трое Комаевых, Степан Бобылев, Исайя Казмин. Об Иване Карташеве можно говорить весьма предметно и детально. В 1801-1804 годы, в бытность его старостой Вознесенской церкви (сегодня на ее месте находится типография), была возведена колокольня в 25 саженей высоты. Он был разносторонне одаренным и духовным человеком. С детства увлекаясь иконописью, он написал не одну икону для клинцовских храмов. Местность, объединяющая три храма, была огорожена, и для входных ворот Иван Карташов выполнил икону святителя Николая. Прихожане стали замечать, что этот образ сделался чудотворным. В 1850 году для него была построена отдельная деревянная, а затем, в 1905 году, каменная часовня. Сегодняшний Свято-Никольский храм был задуман как ворота на храмовый комплекс, помещение сегодняшнего алтаря и трапезы этой церкви были открытыми и служили для прохода вглубь территории. В советское время здание перестроили для производственных мастерских, а затем передали верующим.
«Иконы передавались по наследству, их завещали и ими благословляли, — пишет Марина Кочергина. — В архивном документе «Духовное завещание инокини-схимницы обители «Княжных» Минодоры (в миру — Марии Авраамовны Лаптевой)», составленном в посаде Клинцы в 1814 г., имеется свидетельство, что она передает «своим евангельским сестрам-инокиням Александре и Елизавете келью с находящимися в ней святыми иконами Толгской, Живоносный источник, Усекновение главы Иоанна Крестителя, да праздники же медные позлащенные».
В записи библиотекаря-краеведа Людмилы Киволя увидели свет воспоминания коренной жительницы Клинцов И. Слесаренко о ее предках из рода Морозовых, которые два с половиной века назад начали развивать иконописное мастерство. Отец и сын Морозовы в середине XIX века проживали в своем доме по улице Садовой (ныне улица Лермонтова). Мастерская занимала одну из комнат их жилища. Примечательно, что их внук и сын Иван также продолжал династию, его работы, а также работы его отца и деда украшали иконостасы клинцовских храмов. В годы Первой мировой войны Ивану Морозову пришлось «переквалифицироваться» в светского живописца и написать трехметровый портрет Николая II.
В годы войны старообрядческая Преображенская церковь была открыта. Примечательно в разрезе освещаемой нами темы, что иконостас храма был тогда написан (конечно, с полным соблюдением канонов) местным клинцовским мастером (возможно, в соавторстве с известным новозыбковским мастером Семеном Харчевниковым, умершим в глубокой старости в 1972 году).
Сегодня древние старообрядческие иконы продолжают цениться знатоками и собирателями. Цена на одну икону колеблется от ста до нескольких тысяч долларов. Особенно любят иконы клинцовского письма в старообрядческих общинах Канады, США и даже Австралии.

Олег ВЕЧОРКО

http://vdelo.net
Клинцы. Ремонт серверов, компьютеров, мониторов, планшетов. смартфонов, телефонов.


Гостевая книга портала


Санаторий "Вьюнки"

Санаторий "Затишье"

Краеведческий музей

Памятники города Клинцы

Старый Парк имени Воровского

Расписание автовокзала

Расписание поездов

Интеллектуальная поисковая система Nigma.ru


КАРТА Клинцовского района

Автомобильная карта Клинцовского района

КАРТА города Клинцы

Генеральный план г. Клинцы

Черниговская губерния 1821 год

Карта Клинцов и Клинцовского района середина 19 века


О самом авторе. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Предисловие Ф. Козлова к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Предисловие самого автора к книге "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава первая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава вторая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава вторая. Период третий. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава третья. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава четвертая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава пятая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Глава шестая. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Приложение. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев

Список литературы. "Сто лет клинцовской шерстяной промышленности" Ф. Евгеньев



Нужен ли Клинцовскому порталу чат и форум?
результаты
только Клинцовский чат
только Клинцовский форум
Клинцовский чат и Клинцовский форум
ничего



Село Клинцы Кировоградская область, основано и названо клинчанами из слободы Клинцы Суражского уезда



Храм Георгия Победоносца села Елионка



Клинцовский велоклуб "Шторм"


 

 

© 2009-2014 Клинцовский портал "klintsy-portal.ru"
При перепечатке и использовании материалов их в любой форме, ссылка на "klintsy-portal.ru" обязательна.
Права на все работы, принадлежат их авторам.
По всем вопросам обращайтесь на admin@klintsy-portal.ru

Яндекс.Метрика